Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:16, курсовая работа
Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному значению, испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
Введение 3
1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольников 6
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей 6
1.2. Классификации игр 11
1.3. Общая психологическая характеристика дошкольников и значение игры в их развитии 18
Глава 2. Практический материал по развитию внимания у детей дошкольного возраста в игре 30
2.1. Развитие внимания дошкольников в игровой деятельности 30
2.2. Игры, игровые занятия, направленные на развитие внимания дошкольников 33
2.3. Рекомендации родителям и воспитателям детского сада по развитию внимания у детей дошкольного возраста 38
Заключение 42
Список использованной литературы 47
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
По теме «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Выполнила: студентка 2 курса
Факультета Педагогики и методики начального образования
Заочной формы обучения
Головко Елизавета Николаевна
Проверил: Ларина Елена Александровна
Курск – 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольников 6
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей 6
1.2. Классификации игр
1.3. Общая психологическая характеристика
дошкольников и значение игры в их развитии
Глава 2. Практический материал по развитию
внимания у детей дошкольного возраста
в игре
2.1. Развитие внимания
2.2. Игры, игровые занятия, направленные
на развитие внимания
2.3. Рекомендации родителям и
воспитателям детского сада по развитию внимания у детей
дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному значению, испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формирований образа тела и ценностного отношения к нему).
В этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
Ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. Весь период детства, с трех до семи лет, просматривается неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, поэтому глубокое изучение особенностей развития внимания игровой деятельности особенно актуально.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. С помощью игры можно способствовать развитию ребёнка, в том числе развитию внимания.
Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.
Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план.
Всё вышеперечисленное подтверждает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования – изучить роль игры в развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования –игровая деятельность дошкольника.
Предмет исследования – процесс развития внимания дошкольников в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей;
2. Представить классификацию игр;
3. Составить характеристику дошкольника и изучить значение игры в развитии дошкольников;
4. Описать развитие внимания дошкольников в игровой деятельности;
5. Провести анализ игр и игровых занятий, направленных на развитие внимания дошкольников;
6. Составить рекомендации родителям и воспитателям детского сада по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- необходимо знать цель, ход, свою роль в игре;
- сделать игру занимательной, создать условия для умственной активности;
-Особое внимание уделить
Степень научной разработанности темы. Изучением развития детей дошкольного возраста с помощью игровой деятельности занимались следующие учёные: Бабаева Т.И., Панфилова М.А., Самоукина Н.В., Симановский А.Э., Урунтаева Г.А., Шмаков С.А. и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольников
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Игра это потребность растущего детского организма. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому [Газман 2001 : 157].
Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время, появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Однако накопленные данные об игре, различные подходы к её использованию создают на сегодняшний день проблему, связанную с рациональным построением, организацией и применением её в процессе обучения и воспитания, что требует более тщательного и детального её изучения.
Игра - важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности» [Эльконин 1978 : 85].
Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др.
Выделяются следующие признаки игры:
- непродуктивность;
- ориентированность на процесс, а не на результат;
- обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
- историко-культурная значимость;
- условность игровой ситуации;
- двуплановость; ролевая структура;
- быстрая смена ситуаций и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;
- возможность замещения реальных объектов игровыми [Заика 2004 : 32].
Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка.
Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно - это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который предоставляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.
Немецкий биолог Э. Геккель и американский психолог - педолог Г.С. Холл рассматривали игру с точки зрения биогенетического закона. «В играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства и т.д. Игра - это своеобразный атавизм биологических и культурных предков; она содействует изживанию инстинктов драчливости, соперничества и других, не совместимых с цивилизацией». На самом деле, в детских играх можно обнаружить приметы прошлого - элементы охоты, собирательства, войны, кочевничества. Однако идея сокращенного повторения основных этапов развития человечества в развитии ребенка не нашла своего подтверждения в науке.
Немецкий психолог К. Бюлер, определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия».
Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры:
- импульсивность;
- ненаправленность действий;
- аффективная связь с окружающим;
- робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения - влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.
Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, - это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией.
В отечественной литературе вопрос о происхождении игры был поставлен Г.В. Плехановым. Игра, считал он, есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. С его точки зрения, под влиянием трудовой деятельности между людьми возникают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.
Рассмотрение игры как способа бытия культуры, как первичный импульс человеческой истории, дано в известном труде И. Хейзинга «Человек играющий». Игра, по его мнению, онтологически присущее человеку образование, необходимый способ социальной жизни [Аникеева 1997 : 114].
Выявлением исторической и социальной природы игры в отечественной психологии занимались Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.
Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становится «как бы на голову выше самого себя» [Выготский 1977 : 35].
Информация о работе Роль игры в развитии детей дошкольного возраста