Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:03, реферат
Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.
Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу их общих типов – фонем (греч. – phone – звук речи), которые участвуют в смысловой дифференциации слов.
Календарь развития фонематического слуха.
1 неделя
пугается
или меняет поведение при
2 неделя
следит
за перемещением и пытается
прислушаться к звучанию
3 неделя
затихает, если звук резкий, сосредоточение слуха.
4 неделя
прислушивается
к мелодии карусели, висящей над
ним, слегка затормаживает
5 неделя
прислушивается к чужому голосу, реагирует переменой поведения или испугом.
2-ой месяц
1 неделя
пытается прислушаться ко всем тихим звукам, ищет источник взглядом, поворачивает голову, успокаивается от негромкого голоса, замирает при звуке погремушки, колокольчика, шуршания бумаги.
2-ой месяц
2 неделя
живо реагирует
на звуки, представляющие
2-ой месяц
3 неделя
уверенно находит источники звука, внимательно прислушивается к звукам музыкального инструмента, мелодичному человеческому голосу, радуется им.
2-ой месяц
4 неделя
реагирует
на звук улыбкой, движением
ног и рук, поворотом головы,
находит источник звука
3-ий месяц
слушает
мелодичную классическую
4-ый месяц
непроизвольно подражает услышанным звукам.
5-ый месяц
находясь
в разных позах (на животе, на
спине, на руках взрослого), поворачивает
голову в сторону источника
звука, узнает по голосу близки
6-ой месяц
различает чужое и свое имя.
7-ой месяц
оценивает и понимает осмысленные звуки.
9-ый месяц
появляются предпочтения в музыки, любимые мелодии.
12 месяцев
понимает часто употребляемые слова.
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух».
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина [13 ], невозможна генерация речи. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.
Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу их общих типов – фонем (греч. – phone – звук речи), которые участвуют в смысловой дифференциации слов.
Система фонем есть совокупность
фонем данного языка как
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребёнка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребёнок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.
Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни. Швачкин Н.Х. [54 ] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным. Речь является просодической. В этот период речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата. Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной. Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Будучи смыслоразличителем слова, фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом. Одновременно с этим фонема является обобщением фонетических представлений, сходных по своей смыслоразличительной функции. 2. Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления. 3. Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное «к» в словах «кот», «кат» воспринимаем как одинаковое «к».
4. Произвольность или преднамеренность фонемы.
Фонема-звук, произвольно
или преднамеренно
Н.Х. Швачкин [54 ] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
А в отличие от других гласных
противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
- различение сонорных– шумных
различение твердых – мягких
различение сонорных между собой
различение губных и язычных
различение взрывных и щелевых
различение переднеязычных и заднеязычных
различение глухих и звонких согласных
различение шипящих и свистящих
различение плавных и йот.
На основе данных Р.Е. Левиной [30 ] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1. Дофонематический (доязыковой) этап.
От рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.
Фонематический (языковой) этап.
Начальный этап.
От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.
К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое
восприятие и представления сформированы.
Формируется критика к
К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
Заключительный этап.
К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Благодаря раннему развитию фонематического слуха, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.
Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше (1985), Л.Ф. Спирова (1976), Г.Е. Чиркина (1998), И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова (1984) и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина (1963), А.Р. Лурия (1975), Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой (1991) и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина (1959), «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим, чтобы
ребёнок усвоил письменную речь (чтение
и письмо) быстро, легко, а также
избежал многих ошибок, следует обучить
его звуковому анализу и