Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:09, реферат

Описание работы

Фонематические процессы включают в себя:
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематические представления
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Файлы: 1 файл

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.docx

— 586.08 Кб (Скачать файл)

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста


Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух
  • фонематическое восприятие
  • фонематические представления

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

Заслуженный учитель РФ, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко рекомендует в своих методических разработках «переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова только после достижения ребёнком определённого (начального) уровня фонематического слуха, а также сформированности у него произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи».

Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.

Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

У детей дошкольного возраста недоразвитие фонематического процессов препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и неизбежно влечёт за собой трудности в овладении чтением и письмом.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

Проявления нарушения фонематического  восприятия

  • в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
  • неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В период обучения грамоте дети неизбежно встречаются с трудностями.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.

Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях

На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое слух. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение.  Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
  • Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  • Различение слов, близких по звуковому составу;
  • Дифференциация слогов;
  • Дифференциация фонем;

3. Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

  • Введение понятия звук;
  • Введение понятия «гласный звук»;
  • Определение количества звуков в ряду гласных;
  • Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак);
  • Дифференциация понятий «гласный – согласный звук»;
  • Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи);
  • Выделение первого согласного звука из стечения согласных;
  • Анализ и синтез обратного слога – АП;
  • Анализ и синтез прямого слога – МА;
  • Определение первого согласного из слогослияния.

4. Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

  • Определение количества и последовательности звуков в слове.

Использование приёмов наглядного моделирования на занятиях по формированию фонематического восприятия.

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Данные символы позволяют в наглядной и доступной форме представить абстрактные понятия, которыми являются звуки.

Разные авторы предлагают различные символы звуков, в том числе гласных. Используя методики Ткаченко и Александровой, я разработала собственные символы гласных звуков, опираясь на положение губ при артикуляции соответствующего гласного.

По мнению Т.А. Ткаченко согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для их обозначения необходимо использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Использование системы, разработанной Ткаченко, облегчает работу по развитию фонематического восприятия и обучению навыков звукового анализа и синтеза. Использование символов помогает дифференцировать звуки речи, в том числе по звонкости - глухости.  Для знакомства детей с понятием мягкости звуков, я расширила методику Ткаченко, введением зелёной символики предложенных автором картинок-символов согласных звуков.

Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове, представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка использую зрительную схему «Птичка». А для усвоения понятий «начало – середина – конец» драматизацию сказки «Репка».

Использование различных схем, моделей и символов (характеристика гласных – согласных звуков, звуковой – буквенный домик, модели слова, символы звуков) помогают детям дифференцировать различные понятия: слово, звук, часть слова, буква, предложение.


 

 

 

 

«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

     

 
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. 
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. 
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи. 
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов. 
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. 
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов. 
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематический слух, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.  
Фонематическое восприятие- это умственное специальное действие при дифференциации фонем, и установлению звуковой структуры слова. 
Фонематический анализ и синтез- это умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова. 
Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с Фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А Фонетико-фонематическим недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у де¬тей с различными речевыми расстройствами из-за дефек¬тов восприятия и произношения фонем. 
 
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде¬ления на составные элементы (фонемы) разных звуко¬комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. 
Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой ана¬лиз». 
В недоразвитии фонематического слуха у детей выявляется несколько состояний: 
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; 
- при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; 
- невозможность определить наличие и последова¬тельность звуков в слове. 
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. 
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). 
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха. 
  
________________________________________ 
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. 
  
1. Красный — белый.  
Цель: 
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.  
Игровой материал. 
По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).  
Описание игры. 
Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

 
2. Где звук?  
Цель: 
Нахождение места звука в слове.  
Игровой материал. 
Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок). 
Описание игры. 
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки. 
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине. 
Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак). 
 
3. Испорченный телефон.  
Цель. 
Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков. 
Описание игры. 
Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку. 
 
4. Кто больше?  
Цель: 
Нахождение звука в названиях предметов по картинке. 
Игровой материал. 
Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком. 
Описание игры. 
Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков. 
 
5. Найди ошибку и назови слово правильно. 
Цель: 
Развитие фонематического и речевого слуха.  
Описание игры. 
В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно? 
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки. 
Доску на гору везём, будем строить новый ком. 
Между гор издалека течёт бурная щека. 
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд. 
Писем мы не написали - тучку целый день искали. 
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки. 
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка. 
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки. 
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери. 
Прилетел из леса лук и залез под старый сук. 
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку. 
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли. 
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки. 
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт. 
Подарила мама ночке разноцветные платочки. 
Очень рада бочка маленьким платочкам. 
 
6. Какой звук пропал в слове? 
Цель. 
Развитие фонематического и речевого слуха. 
Описание игры. 
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. 
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)? 
Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки. 
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы. 
Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки. 
Землю роет старый к... от, под землёю он живёт. 
В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он. 
Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала. 
Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой. 
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу. 
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки. 
На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

 
7. Какой звук в слове лишний? 
Цель. 
Развитие фонематического и речевого слуха. 
Описание игры. 
Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук. 
Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится? 
Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе». 
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки. 
Владик спит и видит слон, что летит в ракете он. 
 
8. Кто больше слов придумает? 
Цель. 
Активизация словаря, автоматизация разных звуков. 
Игровой материал. 
Мяч. 
Описание игры. 
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук. 
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры. 
 
9. Кто что услышит?  
Цель: 
Накопление словаря и развитие фразовой речи. 
Игровой материал. 
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба. 
Описание игры. 
Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

 

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают логопеды и дошкольные педагоги, зачастую, если ребенок имеет плохой фонематический слух, не способен различать различные слоги, путает их в своей речи, то это отражается и на письме ребенка. То есть, когда ребенок начинает писать, то делает те же ошибки, что делал до того в речи. Потому так важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит.

Этапы развития фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов. Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. (Кстати говоря, самыми сложными для восприятия детей оказываются шипящие и свистящие звуки, именно они узнаются детьми в последнюю очередь.)

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха

Для проведения таких игр вам потребуется минимум наглядного материала, так большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки.

«Смотри, не ошибись!»

Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать...»

Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза».

Варьируйте упражнение с другими слогами.

«Как мишутку говорить учили»

Расскажите ребенку, что ему нужно помочь медведице научить медвежонка правильно говорить слова. «Собирает медведица сына на прогулку и спрашивает, как его одежда называется, а тот отвечает: «Шарфиик, шапкаа, вареежки, валеенки». Медведица сердится: «Все не так назвал, безобразник!» А как же надо? Произноси со мной слова так, чтобы голос сильнее звучал вначале слова: «Шаарфик, ваарежки, вааленки». Молодец! А теперь давай научим медвежонка говорить правильно».

«Подбери слово!»

Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»; название фрукта, в котором был бы последний звук слова «гора» (ананас, апельсин); подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.

Задания на развитие фонематического слуха следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ученика фонематические навыки.

 
 
Источник: http://womanadvice.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-doshkolnikov#ixzz3PjfiO7zU  
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 

 

             

 

 

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

 

Фонема (греч. “звук”) — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

 

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам  родного языка.

 

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

 

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.

Информация о работе Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста