Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:09, реферат
Фонематические процессы включают в себя:
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематические представления
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста |
Фонематические процессы включают в себя:
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления. Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным. Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Заслуженный учитель РФ, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко рекомендует в своих методических разработках «переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова только после достижения ребёнком определённого (начального) уровня фонематического слуха, а также сформированности у него произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи». Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях. Роль фонематических процессов в развитии речи Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены). Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. У детей дошкольного возраста недоразвитие фонематического процессов препятствует качественному формированию навыков звукового анализа и синтеза и неизбежно влечёт за собой трудности в овладении чтением и письмом. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать! Проявления нарушения фонематического восприятия
В период обучения грамоте дети неизбежно встречаются с трудностями. При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
К числу типичных недостатков письма относятся:
Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях На моих занятиях исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивается фонематическое слух. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начать работу по его развитию. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь обучающегося). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза. Этот этап имеет определённую последовательность:
4. Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.
Использование приёмов наглядного моделирования на занятиях по формированию фонематического восприятия. Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Данные символы позволяют в наглядной и доступной форме представить абстрактные понятия, которыми являются звуки. Разные авторы предлагают различные символы звуков, в том числе гласных. Используя методики Ткаченко и Александровой, я разработала собственные символы гласных звуков, опираясь на положение губ при артикуляции соответствующего гласного. По мнению Т.А. Ткаченко согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для их обозначения необходимо использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Использование системы, разработанной Ткаченко, облегчает работу по развитию фонематического восприятия и обучению навыков звукового анализа и синтеза. Использование символов помогает дифференцировать звуки речи, в том числе по звонкости - глухости. Для знакомства детей с понятием мягкости звуков, я расширила методику Ткаченко, введением зелёной символики предложенных автором картинок-символов согласных звуков. Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове, представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка использую зрительную схему «Птичка». А для усвоения понятий «начало – середина – конец» драматизацию сказки «Репка». Использование различных схем, моделей и символов (характеристика гласных – согласных звуков, звуковой – буквенный домик, модели слова, символы звуков) помогают детям дифференцировать различные понятия: слово, звук, часть слова, буква, предложение. |
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают логопеды и дошкольные педагоги, зачастую, если ребенок имеет плохой фонематический слух, не способен различать различные слоги, путает их в своей речи, то это отражается и на письме ребенка. То есть, когда ребенок начинает писать, то делает те же ошибки, что делал до того в речи. Потому так важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит.
Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов. Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. (Кстати говоря, самыми сложными для восприятия детей оказываются шипящие и свистящие звуки, именно они узнаются детьми в последнюю очередь.)
Для проведения таких игр вам потребуется минимум наглядного материала, так большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки.
«Смотри, не ошибись!»
Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать...»
Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза».
Варьируйте упражнение с другими слогами.
«Как мишутку говорить учили»
Расскажите ребенку, что ему нужно помочь медведице научить медвежонка правильно говорить слова. «Собирает медведица сына на прогулку и спрашивает, как его одежда называется, а тот отвечает: «Шарфиик, шапкаа, вареежки, валеенки». Медведица сердится: «Все не так назвал, безобразник!» А как же надо? Произноси со мной слова так, чтобы голос сильнее звучал вначале слова: «Шаарфик, ваарежки, вааленки». Молодец! А теперь давай научим медвежонка говорить правильно».
«Подбери слово!»
Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»; название фрукта, в котором был бы последний звук слова «гора» (ананас, апельсин); подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.
Задания на развитие фонематического слуха следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ученика фонематические навыки.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Фонема (греч. “звук”) — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.
Информация о работе Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста