Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:09, реферат

Описание работы

Фонематические процессы включают в себя:
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематические представления
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Файлы: 1 файл

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.docx

— 586.08 Кб (Скачать файл)

 

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте — звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Нарушение фонематического слуха у детей.

В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.

 

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

 

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников 

 

ЭХО

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

 

Играть можно вдвоем или большой группой.

 

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

 

ЖИВАЯ АЗБУКА

 

Игра для развития звукового различения

 

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. 

 

ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО

 

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

 

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

 

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

 

 

 

 

ПУТАНИЦА

 

Игра для развития звукового различения

 

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

 

Русская красавица своей козою славится.

 

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

 

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

 

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН  

 

Игра для развития фонематического слуха

 

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

 

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно. 

 Развитие слухового  внимания

Отгадай, что звучит

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Солнце или дождик

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Посмотрим, кто говорит

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Слышим звон и знаем, где он

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Развитие фонематического слуха

Подскажи словечко

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Маленький учитель

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

 

Игры со звуковыми символами

Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» — большой полый круг; звук «у» — маленький полый круг; звук «о» — полый овал; звук «и» — узкий красный прямоугольник).

 

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

Ход занятия:

покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» — рот широко открыт; когда произносим «о» — губы выглядят как овал; при произнесении «у» — губы сложены трубочкой; при произнесении «и» — губы вытянуты в улыбку)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Внимательный малыш

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Фрхитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Хорист

Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

Сломанный телевизор

Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем — второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Кто первый

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

 

Развитие фонематического слуха у дошкольников

(Статья из №1/2008 журнала «Звёздочка  наша»)

 

 

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением письма и чтения). Развитие речи, включающее умение четко произносить слова, строить предложения, - одна из насущих проблем, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонематической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Рекомендуемые игры помогут ребенку освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.

 

 

«Какой звук пропал в слове?»

Эта игра поможет поупражнять ребенка в различении на слух близких по звучанию слов, нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в четком произношении изолированных звуков.

Предложите ребенку в письме Незнайки назвать пропущенные звуки в словах. Пусть малыш попробует отгадать, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропустил? (Если ребенок легко справится с данным заданием, ему можно предложить сказать, где пропущен звук - в начале, середине или конце слова).

 

 

«Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама ...осы (косы).

«Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют ... ушки (пушки).

«Землю роет старый к... от (крот),

Под землею он живет».

«В зоопарке живет с... он (слон),

Словно дом огромный он».

«Маша кукле шар... (шарф) вязала,

Ей Наташа помогала».

«Серый вол... (волк) голодный, злой

Бродит по лесу зимой».

«Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла... пу (лампу)».

«Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к...описи (крошки)».

«Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от ...лавы (Славы, Клавы)».

«На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли».

 

 

«Подскажи словечко»

Игра на договаривание содержания стихотворения приучает детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а также закрепляет навык правильного произношения звуков, слов.

Взрослый предлагает ребенку послушать интересные загадки, в которых отсутствует последнее слово-отгадка.

Верещунья-белобока,

А зовут ее ...   (сорока)

(В.Кремнев)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ... (лису)

(С.Маршак)

Эй, не стойте слишком близко, -

Я тигренок, а не ... (киска)

(С.Маршак)

Где обедал воробей?

В зоопарке у ... (зверей)

(С.Маршак)

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом ... (занят).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и ... (музыкант)

(И. Токмакова)

 

 

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать ... (цветок)

(С.Маршак)

 

 

Не хотел котенок мыться –

Убежал он из ... (корытца)

(С.Маршак)

 

 

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ... (зайчишку)

(В. Шульжик)

Голосок твой так хорош –

Очень сладко ты ... (поешь)

(С.Маршак)

 

 

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по ... (животикам)

(К.Чуковский)

 

 

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе ... (живот)

Информация о работе Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста