Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:09, реферат

Описание работы

Фонематические процессы включают в себя:
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематические представления
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Файлы: 1 файл

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.docx

— 586.08 Кб (Скачать файл)

(И. Замбаева)

 

 

Лейся, дождь веселый, -

Мы с тобою дружим.

Хорошо нам бегать

Босиком по ...   (лужам)

(Р. Рашидов)

 

 

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ... (чай).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в ... (речке)

(3. Александрова)

 

 

Наша Таня громко плачет!

Уронила в речку... (мячик)

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке ... (мяч)

(А. Барто)

 

 

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку... (лису)

(С.Маршак)

 

 

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой (мыли)

(С.Михалков)

 

 

В реке большая драка –

Поссорились два ... (рака)

(Р. Сеф)

 

 

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под ... (крылом)

(Т. Волжина)

Т.И. Никоненко, учитель-логопед

 

 МДОУ «Детский сад № 167» ЦРР, г. Барнаул

 

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Такая способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух еще называют смысловым. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а с 7 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. Тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых в будущем полноценное чтение и письмо невозможны.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения Оно формируется в период от года до четырёх лет.

По данным Р.Е. Левиной, и др. ученых, в этот период развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают.

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематических процессов приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова..В результате, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

  • Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
  • Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание  неречевых звуков;

II этап – различение  высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение  слов, близких по своему звуковому  составу;

IV этап – дифференциация  слогов;

V этап – дифференциация  фонем;

VI этап – развитие  навыков элементарного звукового  анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью  построен на играх, которые способны  научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (например, логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить  в названном порядке.)

На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

 


Информация о работе Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста