Развитие изобразительных способностей детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Объекта исследования – изобразительные способности детей 5-6 лет.
Предмет исследования - процесс развитие изобразительных способностей детей5-6 летнего возраста.
Задачи:
1.Изучить способности к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть этапы развития способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Определить условия и средства изобразительных способностей детей дошкольного возраста
4. Рассмотреть методы и приемы развития изобразительных способностей детей 5-6 летнего возраста
5.Выявить занятия на развитие изобразительных способностей детей 5-6 лет.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические и психологические аспекты фазвития изобразительных способностей детей 5-6 лет
1.1. Способности к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.2. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.3. Условия и средства развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста
2.Пути развития изобразительных способностей детей 5-6 летнего возраста.
2.1 Методы и приемы развития изобразительных способностей детей 5-6 летнего возраста
2.2 Занятия на развитие изобразительных способностей детей 5-6 лет

Файлы: 1 файл

1 часть.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, создание изложенных  выше условий развития у детей дошкольного возраста изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с  природой у него появляется положительное  представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже  ручка.

Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях                 природы), о поведении в ней  человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.

 

2.Пути  развития изобразительных способностей детей 5-6 летнего возраста.

 

2.1 Методы и  приемы  развития изобразительных способностей детей 5-6 летнего возраста

Классификация методов обучения.

 

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей  определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и  конструированию понимают систему  действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные  части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

• наглядные;

• словесные;

• практические.

 

Это традиционная классификация.

В последнее  время разработана новая классификация  методов. Авторами новой классификации  являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она  включает следующие методы обучения:

• информативно - рецептивный;

• репродуктивный;

• исследовательский;

• эвристический;

• метод проблемного изложения материала.

 

В информационно  – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Ø рассматривание;

Ø наблюдение;

Ø экскурсия;

Ø образец воспитателя;

Ø показ воспитателя.

 

Словесный метод  включает в себя:

Ø беседу;

Ø рассказ, искусствоведческий рассказ;

Ø использование образцов педагога;

Ø художественное слово.

 

Репродуктивный  метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков  детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки до автоматизма. Он включает в  себя:

Ø прием повтора;

Ø работа на черновиках;

Ø выполнение формообразующих движений рукой.

 

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности  в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку  выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного  изложения, по мнению дидактов не может  быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные  методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному  возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка  на создаваемом образе, усиливают  работу воображения.

Система занятий  с детьми 5-6 лет по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.

Ребенок 5—6 лет  способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности,—  изображать его широкой полосой  земли с расположением предметов  на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано  с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Так, предметы вдали кажутся меньше. Для этого дети 5-6 –летнего возраста или просто уменьшают размеры отдаленных предметов, или, не зная изобразительных приемов, дают обратную перспективу, т. е. то, что дальше расположено, рисуют на переднем плане меньших размеров, а ближние предметы — выше и крупно. При изображении ряда предметов, уходящих постепенно вдаль (состав поезда, аллея), они передают постепенное уменьшение, но предметы у них остаются расположенными на одной прямой горизонтальной линии. Объяснять детям эти ошибки — очень сложная задача, так как понятия о горизонте, точке схода, точке зрения и т. д., связанные с перспективным изображением, на этой ступени развития недоступны для них. Если ребенок осознает уменьшение предметов с удалением их, можно предложить ему располагать предметы выше и ниже на широком пространстве листа, изображающем землю.

В детских работах детей 5-6 лет встречаются своеобразные «рентгеновские», или «прозрачные», рисунки. Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета: все предметы, находящиеся в доме, людей сквозь стены автобуса и т. п.

Эта же причина  вызывает в рисунке другую особенность  — множественность точек зрения на предмет при его изображении. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные: к машине, нарисованной сбоку, спереди подрисовывается передняя часть мотора с фарами, под идущим поездом рисуется не одна, а две линии рельсов со шпалами под ними.

Такие особенности  не являются обязательной ступенью в  развитии способности детей 5-6 лет изображать пространственные связи. При правильно поставленном обучении они обычно отсутствуют.

Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения.

Развитие способности  передавать цвет начинается с овладения  самим цветом независимо от его связи  с окраской предмета. Затем с развитием  чувства цвета вообще ребенок  учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными.

Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества и всестороннего  воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.

 

2.2 Занятия на развитие изобразительных  способностей детей 5-6 лет

 

Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать  определенный объем знаний, навыков  и умений в организованном порядке  и в самостоятельной свободной  деятельности под руководством педагога проводятся занятия.

ЗАНЯТИЕ "СОБЕРИ КАРТИНКУ".

1 ЭТАП.

Игра "Собери картинку"

 

Детям предлагается собрать картинку из частей и посмотреть, что получится. (У детей получаются гномики разных цветов).

 

Физ. минутка. Игра "Гномик"

 

Спрятался ловко  в моем кулачке маленький гномик в большом колпачке. Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем, маленький гномик покинет свой дом. (дети зовут так, как сказано) За маленьким гномиком, давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три ну-ка, повтори! (дети повторяют движения).

А гномики нам  прислали картинки не просто так. Они  хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно  легко собирать такие же картинки на компьютере.

 

2 ЭТАП.

Педагог объясняет  детям, как раскрашивать гномиков с  помощью цветных карандашей и собирать картинки из частей .

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ребенку в работе.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

Мы сегодня  поиграли,   Активное сгибание и

Наши пальчики устали.   разгибание пальцев.

Пусть немного отдохнут,  Встряхнуть руками перед А потом играть начнут.  собой.

Дружно локти  отведем,  Энергично отвести локти Снова мы играть начнем.  назад.

Руки подняли  и покачали  Плавные покачивания

это деревья  в лесу,   поднятыми вверх руками

Руки нагнули,

кисти встряхнули,   Встряхивание рук

ветер сбивает  росу.   перед собой.

В стороны руки,

плавно помашем,

это к нам  птицы летят.   Горизонтальные одно-

Как они сядут, тоже покажем, временные движения

крылья сложили  назад.  руками вправо, влево.

 

 

Гимнастика  для глаз:

 

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем  глазки шире.

А теперь опять  сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

 

Прощание в  кругу.

 

Дети прощаются  с разной интонацией и высотой  голоса.

 

Оборудование:

 

разрезные картинки по количеству детей.

 

 

ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ АККУРАТНО"

1 ЭТАП.

К нам пришла игрушка от Незнайки. Незнайка просит вас помочь ему выполнить задание  Знайки. Нужно подобрать парную картинку к картинке.

На доске  картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п.

Воспитатель показывает другую картинку (скрипка, кошелек, пчела, шарик, нитки, иголки и т.п.), дети находят  этой картинке пару на доске и обосновывают свой выбор.

А у Незнайки есть компьютерный друг - художник, которому тоже нужно помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только внимательные ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю.

 

Игра "На что  это похоже".

 

Детям предлагаются карточки с изображением круга, прямоугольника, треугольника, волнистой линией и  т.п. Дети называют предметы, на которые могут быть похожи эти изображения.

2 ЭТАП.

Дети раскрашивают гномика и играют в игру "Подбери пару"

3 ЭТАП.

Все сегодня  справились, теперь поиграем с Незнайкой (посмотреть глазками на него, смотреть в ту сторону, куда двигается Незнайка)

Информация о работе Развитие изобразительных способностей детей 5-6 лет