Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дистанционного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В современном мире наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом, который является одним из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для достижения эффективности лечения ДЦП необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности развития детей младшего школьного возраста....
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста................................................................................................................
1.2 Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников...................................................................................................
1.3 Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста........................................................................................................
1.4 Постановка проблемы………………………………………………........22
Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Объект исследования...........................................................................23
2.2 Предмет исследования..........................................................................23
2.3 Цель исследования................................................................................23
2.4 Задачи и методы исследования............................................................24
2.3 Организация исследования
Список литературы……………………………………………………….....31

Файлы: 1 файл

Курсовая контр вариант.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

Факультет физической культуры

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дистанционного обучения»

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

   Работу выполнил студент

                                                     факультета физической культуры:

                                      Рычин Александр Васильевич

                                Научный руководитель:

                                             Багина Инна Сергеевна

 

 

Киров

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

 

Глава I. Особенности развития детей младшего школьного возраста....

1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста................................................................................................................

1.2 Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников...................................................................................................

1.3 Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста........................................................................................................

1.4 Постановка проблемы………………………………………………........22

 

Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования.

2.1 Объект исследования...........................................................................23

2.2 Предмет исследования..........................................................................23

2.3 Цель исследования................................................................................23

2.4 Задачи и методы  исследования............................................................24

2.3 Организация исследования

 

Список литературы……………………………………………………….....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

В современном мире наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом, который является одним из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для достижения эффективности лечения ДЦП необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.

Детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, а не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств (И.И.Ефимова, Н.Г. Поляков, H.A. Мякишева, В.И. Столяров и др.).

Совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе (Л.О. Бадалян и др.; A.A. Кузнецов, A.M. Лебедев, Р.В.Хайруляин, А.Г. Щедрина). Для здоровья и большей мощности организма, его устойчивости нужны не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема (И.В. Даманкас; В.И. Козлов, И.А. Анохина, СВ. Рыбалкина, B.C. Фомин, М.Б. Цукер).

При изучении современного состояния данной проблемы можно заметить следующие противоречия: формирование программ и выбор средств физической реабилитации происходит без соблюдения многих условий, в том числе энергоемкости физических упражнений; наблюдается рассогласование между «щадящим» режимом программ физической реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) и недостаточной двигательной активностью занимающихся в процессе физической реабилитации.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: для повышения эффективности комплексной физической реабилитации детей с ДЦП, необходимо использовать современные технологии с учетом средств физической культуры по критерию их энергоемкости, обеспечивающих значительную компенсацию дефицита двигательной активности.

ПРЕДМЕТ: Физическая реабилитация детей имеющих спастическую форму детского церебрального паралича

ЦЕЛЬ: разработать комплекс упражнений для физической реабилитации детей с ДЦП.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: процесс физической реабилитации и компенсации вторичных отклонений в состоянии здоровья детей со спастической формой ДЦП будет более эффективным и обеспечит лучшее освоение образовательной программы, если будут проведены следующие мероприятия:

1. Проведен обзор литературных источников.

2. Разработан комплекс упражнений физической реабилитации, которая повысит ее эффективность у данной категории людей.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в необходимости разработки и экспериментальном подтверждении эффективности комплекса упражнений физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП средствами адаптивной физической культуры.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП. 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА: в нашей работе применяются специальные средства физической реабилитации детей, имеющих спастическую форму ДЦП для коррекции отклонений двигательных функций.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - теоретически разработать и экспериментально доказать эффективность комплекса физических упражнений для реабилитации детей со спастической формой ДЦП.

 

Глава I. Теоретическое обоснование физической реабилитации детей,  имеющих спастическую форму детского церебрального паралича.

 

    1. Понятие и причины детского церебрального паралича

 

[Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» № 1 2009].

 Детский церебральный паралич - это нарушение двигательной функции, которое появляется в раннем возрасте, даже до рождения. Симптомы детского церебрального паралича обычно появляются в первый год жизни.

Нарушение в двигательной системе - результат нарушения мозговой деятельности. Нервная система помогает телу двигаться и контролировать движения. Под нарушением мозговой деятельности можно понимать любое нарушение мозговой структуры или функции, любое нарушение мозговой деятельности может остаться на всю жизнь.

Детский церебральный паралич особенно часто диагностируется у младенцев с очень низким весом и у недоношенных младенцев.

Новые методы лечения, которые повышают показатель рождаемости детей с низким весом и недоношенных младенцев, действительно показывают общее количество детей с церебральным параличом. Новые технологии не изменили темп развития церебрального паралича у детей, которые родились в нормальный срок и с нормальным весом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) вызывается повреждением определенных зон мозга, которые развиваются. Это повреждение может состояться на ранних этапах беременности, когда мозг только начинает формироваться, в процессе родов, когда ребенок проходит через родовые пути или после рождения, в первые годы своей жизни. Во многих случаях точную причину ДЦП установить не удается.

До недавнего времени считалось, что проблемы во время родов, преимущественно кислородная недостаточность, является одной из основных причин развития ДЦП. Теперь известно, что менее 10% случаев ДЦП вызваны факторами, действующими во время родов (перинатально). Считается, что по крайней мере 70-80% случаев ДЦП начинается еще до рождения ребенка (пренатально).

Иногда заболевание начинается после рождения (постнатально). Велика вероятность того, что много случаев ДЦП является результатом объединения пренатальных, перинатальных и постнатальных факторов.

Факторы риска детского церебрального паралича

Факторы риска детского церебрального паралича включают:

Инфекционные заболевания, судорожные состояния, патологию щитовидной железы, вредные привычки и прочие медицинские проблемы матери.

Врожденные дефекты, в особенности головного и спинного мозга, головы, лица, легких и нарушение обмена веществ.

Несовместимость по резус фактору, по группе крови между матерью и плодом, которая может вызвать повреждения мозга у плода. (К счастью, сейчас это состояние почти всегда своевременно диагностируется и лечится у женщин, которые получают надлежащую дородовую медпомощь).

Определенные наследственные и генетические факторы.

Осложнения во время родов.

Преждевременные роды.

Низкая масса при рождении (в особенности при весе ребенка меньше килограмма при рождении).

Выраженная желтушность после рождения.

Множественные плоды (двойня, тройня).

Недостаточность снабжения кислородом (гипоксия) мозга в период беременности, во время или после рождения ребенка.

Повреждения мозга в раннем возрасте (напр., менингит) травма мозга, гипоксия или мозговое кровотечение.

Проявления детского церебрального паралича

[Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.].

Проявления детского церебрального паралича преимущественно мало заметны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка.

Ранние признаки развития ДЦП включают:

Задержку достижения таких вех развития как контроль головы, переворачивание, достижение предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба.

Удерживание «детских» или «безусловных» рефлексов, которые в норме исчезают через 3-6 месяцев после рождения.

Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП.

Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП могут колебаться от очень незначительных к очень выраженным. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга. Эти проявления могут быть очень незначительными, заметными лишь для профессионалов медиков, или могут быть явными и очевидными для родителей и других окружающих людей.

Патологический мышечный тонус. Мышцы могут быть очень тугими (спастичными) или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.

Патологические движения: Движения могут быть непривычно резкими, внезапными или медленными и червеобразными. Они могут быть неконтролируемыми или бесцельными.

Скелетные деформации: Больные на детский церебральный паралич часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Если это не корригировать хирургическим образом или с помощью определенного устройства, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).

Контрактуры суставов: У пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением (усилием) на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.

Задержка умственного развития: Некоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.

Судороги: Третья часть детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.

Проблемы с речью: Речь частично зависит от движений языка, губ и горла. Некоторые дети с церебральными параличами не могут нормально управлять этими мышцами и таким образом не могут нормально разговаривать.

Проблемы с глотанием: Глотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации - вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удушие ребенка.

Потеря слуха: Частичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.

Нарушения зрения: Три четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.

Информация о работе Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дистанционного обучения