Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 22:06, курсовая работа
В современном мире наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом, который является одним из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для достижения эффективности лечения ДЦП необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности развития детей младшего школьного возраста....
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста................................................................................................................
1.2 Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников...................................................................................................
1.3 Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста........................................................................................................
1.4 Постановка проблемы………………………………………………........22
Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Объект исследования...........................................................................23
2.2 Предмет исследования..........................................................................23
2.3 Цель исследования................................................................................23
2.4 Задачи и методы исследования............................................................24
2.3 Организация исследования
Список литературы……………………………………………………….....31
Метод Бобата:
Реабилитологи, применяющие метод Бобата, стараются противодействовать этим рефлексам путем позиционирования ребенка, то есть придания ему правильного положения тела, необходимого для выполнения определенных движений. По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения школьного возраста, акценты лечения смещаются от обеспечения его раннего моторного развития к его адаптации в социуме. Теперь усилия физической реабилитации направляются на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовку ребенка к жизни в коллективе. Физическая реабилитация теперь должна быть больше направлена на развитие возможности передвигаться самостоятельно, с помощью палок или в коляске, а также осуществлять такие точные и сложные операции как письмо.
Важно также направить усилие на то, чтобы научить ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться ванной и туалетом. Овладение этими навыками может существенно облегчить обязанности людей, осуществляющих уход за ребенком, а также существенно повысят самоуверенность и самооценку больного.
Кондуктивная педагогика (Метод Петьо)
Кондуктивная педагогика была разработана после Второй Мировой Войны венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо. Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, который носит имя автора. Со временем этот метод приобрел популярность и начал применяться во многих странах мира.
По мнению проф. А. Петьо, моторные нарушения развиваются не только за счет повреждения двигательных систем мозга, но и за счет недостаточности координации и взаимодействия между разными отделами мозга и их функциями. Именно эта способность нервной системы может быть мобилизована с помощью направленного и активного процесса обучения.
Кондуктивная педагогика направлена на разные аспекты развития ребенка и его личности. Философия ортофункционирования созвучна современным представлением, так как она поддерживает важность существования различных путей достижения функциональных целей, которые зависят от возможностей ребенка и условий окружающей среды.
В традиционных программах кондуктивной педагогики в Венгрии, специалисты- кондукторы планируют и проводят программу выполняя роль и врача, и медика. Они имеют четырехлетнее университетское образование с акцентом на специальную педагогику.
Занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, с однотипными формами церебрального паралича. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цель программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка. Она рассчитана на годы совместной длительной работы с больным ребенком. Занятия в группах структурированы и проводятся соответственно разработанной программе. Программа включает в себя блоки, которые состоят из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме. Комплексы упражнений, а также задачи входящие в них, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях. В комплекс входят упражнения с разными предметами и спортивными орудиями, упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической лавке, с гимнастической палкой, а также дополняется ходьбой и упражнениями возле шведской стенки. При проведении двигательных упражнений используется специально разработанная для этой методики мебель - лесенки, столы, боксы изготовленные из деревянных округленных лакированных планок.
Во время занятий широко применяют ритм и песни в технике, которая называется "ритмическое намерение" (rhythmіcal іntentіon). Ритмическое намерение это словесные ритмические инструкции, которые подаются во время выполнения серии задач. С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который оказывает содействие обучению и мотивации ребенка, а также помогаю привлечь внимание к тому движению, которое осуществляется в данный момент.
Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе зависит в значительной степени от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП более пассивны в своих действиях. Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей моторной неполноценности. Правильно поставленная цель дает ребенку надлежащую мотивацию к занятиям, поднимает его самооценку. Программа занятий предусматривает беспрерывное участие ребенка в разных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в разных ситуациях. Большое значение в формировании мотивации имеет стремления ребенка к успеху и достижению прогнозируемого результата. Поэтому, даже очень незначительный успех получает положительную поддержку и поощрение у кондукторов.
Войта терапия
Метод Войта терапии, известный также под названием метод рефлекс-локомоции, был разработан чешским врачом Вацлавом Войтой (Vaclav Vojta) в начале 50-х годов.
Этот метод восстановительного лечения был создан эмпирически, при изучении моторных реакций, наблюдаемых в ответ на специфическую стимуляцию, проводимую в определенных положениях ребенка. Др.Войта установил, что эта стимуляция вызывает глобальную динамическую мышечную активность, присутствующую во всех формах человеческой локомоции. «Глобальные модели» впервые описанные др. Войта еще в 1964 году, послужили теоретической основой метода рефлекс-локомоции. Термин «глобальные локомоции» обозначает моторные ответы, возникающие во время применения метода рефлекс-локомоции. При этом скелетные мышцы всего тела координировано активируются, импульсы поступают во все регулирующие звенья нервной системы, что способствует формированию новых рефлекторных связей. В этот процесс вовлекаются не только скелетные мышцы, но и мимические, глазные, дыхательные мышцы, а также мышцы участвующие в глотательных движениях, перистальтике кишечника и мочевого пузыря.
Описанные моторные реакции вызываются дозированным давлением на определенные участки тела пациента, находящегося в определенном положении на животе, или на боку. Эти «глобальные модели» являются частью различных двигательных актов человека – хватания, переворачивания, ползания и ходьбы. Они составляют основу для моторной реабилитации пациентов разных возрастных групп - новорожденных, детей, подростков и взрослых.
Благодаря своим исследованиям др. В.Войта выявил, что рефлекторные реакции, возникающие у пациентов с двигательными нарушениями аналогичны реакциям здоровых детей. Это означало, что можно стимулировать формирование важных двигательных моделей еще в раннем возрасте, то есть создавать необходимые «строительные блоки», важные для раннего моторного развития.
Целью метода рефлекс-локомоции является развитие у ребенка навыков контроля положения тела, формирование опорной функции конечностей и стимулирование координированной мышечной активности. Эти навыки в разной степени нарушены у всех пациентов с центральными и периферическими нарушениями нервной системы, а также у пациентов с нарушениями опорно- двигательного аппарата различной этиологии. Возникающие при этих поражениях, патологические двигательные модели, могут корригироваться при помощи метода рефлекс-локомоции.
Стержнем метода рефлекс локомоции является использование двух, так называемых, - координационных комплексов: рефлекса ползания и рефлекса переворота. Оба эти рефлекса изучались у пациентов с двигательными нарушениями (спастическими параличами), а также у здоровых новорожденных и детей раннего возраста.
Лечебный эффект при Войта терапии может быть достигнут при частом повторении упражнений на протяжении длительного времени. При этом, в лечебный процесс вовлекаются родители больного, которые проходят необходимый курс обучения под руководством специалиста по Войта терапии с последующим проведением комплекса лечения в домашних условиях. Выполнение упражнения состоит в фиксации ребенка в необходимой позе рефлекса и давлении рукой на выбранную зону влияния. После появления видимого ответного рефлекторного движения, вызванного воздействием на ребенка, это упражнение регулярно повторяется на протяжении курса лечения. Выбор зоны влияния проводится индивидуально, в зависимости от двигательных нарушений и интенсивности ответной реакции.
При этом важно отметить, что рефлекс локомоция не направлена на тренировку определенного функционального движения, например хватания кистью либо переворачивание со спины на живот. Она помогает нервной системе создать необходимые модели координированной работы мышц, которые в последующем могут быть использованы для построения необходимых движений.
Проанализировав литературу по физической реабилитации детей с детским церебральным параличем, мы пришли к выводу, что при изучении современного состояния данной проблемы можно заметить следующие противоречия: вопросы физической реабилитации детей с ДЦП рассмотрены не достаточно; формирование программ и выбор средств физической реабилитации происходит без соблюдения многих условий, в том числе энергоемкости физических упражнений; наблюдается рассогласование между «щадящим» режимом программ физической реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и недостаточной двигательной активностью занимающихся в процессе физической реабилитации.
Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования: разработать и экспериментально подтвердить эффективность комплекса упражнений физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП средствами адаптивной физической культуры.
Решение этой проблемы составило нашу цель исследования: разработать комплекс упражнений для физической реабилитации детей с ДЦП.
Глава II. Объект, предмет, цели, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Объект исследования
Объект исследования - процесс физической реабилитации детей со спастической формой ДЦП.
2.2 Предмет исследования
Предмет исследования - физическая реабилитация детей имеющих спастическую форму детского церебрального паралича
2.3 Цель исследования
Цель работы - теоретически разработать и экспериментально доказать эффективность комплекса физических упражнений для реабилитации детей со спастической формой ДЦП.
2.4 Задачи и методы исследования
В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние вопроса по физической реабилитации детей имеющих спастическую форму детского церебрального паралича
2. Разработать комплекс физических упражнений для реабилитации детей имеющих спастическую форму ДЦП.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса физических упражнений для детей, страдающих спастической формой ДЦП.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ литератур
исследования.
2) Контрольные испытания (тесты).
3) Педагогический эксперимент.
4) Метод математической
2.4.1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения материала по интересующей нас проблеме. На основании анализа источников мы получили возможность сформулировать представление о состоянии и свойствах опорно-двигательного аппарата у школьников. Наибольшую ценность представляют материалы, характеризующие морфо-функциональные свойства стопы и состояние сводчатости у детей 7-9 лет, методах определения состояния сводчатости стоп.
Выявив состояние вопроса, мы сформулировали цель и задачи исследования.
2.4.2. Контрольные испытания (тесты)
С одной стороны, нет способа
лечения, дающего возможность восстанови
У больных с церебральным параличом отмечается
недостаток силы восприятия, и его можно
устранить в какой-то степени посредством
реализации программы упражнений. Дефекты
восприятия в основном восполняются программой
упражнений для развития зрительных и
тактильных ощущений.
Наш комплекс коррекционной работы направлен
на снижение примитивных рефлексов, повышение
двигательной силы, развитие способности
удерживать равновесие тела, выполнение
ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для
всех методик ЛФК являются:
Приведем способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом: