Развитие критического мышления в процесе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями: во внешних признаках он распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей, устанавливает общий характер этих связей, деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним, тем самым, осуществляя мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.

Содержание работы

1. Введение………………………….………………………………………....1- 2
1.1. Общее понятие о мышлении…………………………………………...1
1.2. Проблема развития видов мышления в современной системе образования……………………...………..2
2. Развитие критического мышления…………………………………...….3 - 14
2.1 Необходимость развития критического мышления……………....3 – 5
2.2 Понятия критического мышления………………………………...…5-7
2.3. Формирования критического мышления………………………….7-10
2.4. Ромашка Блума или Ромашка вопросов………………………….10-13
2.5. Развитие критического мышления через чтение и письмо……..13-14
3. Заключение ……………………………………………………..……….…...15
4. Литература……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Мышление.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


  Мышление - верх блаженства и радость

     жизни, доблестнейшее  занятие человека.

Аристотель

Введение

1. Общее понятие о мышлении 

  Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями: во внешних признаках он распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей, устанавливает общий характер этих связей, деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним, тем самым, осуществляя мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.

  Вопросами мышления занимались и продолжают заниматься многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский,  А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров, Пиаже Ж., Леви-Брюль Люсьен и многие другие. В своих работах  эти ученые рассматривают проблемы понятия, развития, периодизации и связи мышления с другими психологическими процессами.

   Так что же  такое «мышление»? Что скрывается  под этим словом? В качестве  рабочего мною было взято следующее  определение:   
   Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях. 
   Мышление – это, прежде всего, осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

2. Проблема  развития видов мышления в  современной системе образования

   Мышление человека постоянно развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.

   В различные исторические периоды ученые подчеркивали необходимость совершенствования тех или иных видов мышления. Так в середине 20 века в СССР в образовании делался упор на развитие аналитического мышления: целью педагогов того периода являлось научить обучающихся  устанавливать внешние и внутренние логические связи между явлениями. Сегодня в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС) перед учителем стоит задача не только научить учащихся выстраивать цепочки логических умозаключений на основе данной информации, но и самому оценивать предложенный материал путем его наложения на личный опыт. Обучая школьников и студентов думать подобным образом, педагоги тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к открытию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Такой тип мышления называют критическим.

  Что же такое критическое мышление, как оно развивается и какие имеет преимущества – сегодня это актуальные проблемы образования, которые будут кратко освещены в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие критического мышления

2.1 Необходимость развития критического мышления

   Без преувеличения  можно сказать, что умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

 Учить детей так,  чтобы у них развивалось критическое  мышление, труднее, чем просто  сообщать им отдельные факты  и закономерности. Например, для  развития умения обосновывать  свои выводы и решения, учителя  должны заинтересовать учеников  необычными задачами и материалами. 

   Объем знаний, который человек может усвоить  в период школьного образования,  естественно, ограничен как абсолютно,  так и в еще большей степени  относительно: современное состояние  науки и общества, динамичный  социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального развития, и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, т.е. способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющиеся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

   Цель конкретного  человека состоит по существу, в том, чтобы занять в обществе  положение, дающее возможность  максимально раскрыть свои созидательные  возможности и обеспечивающее  одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к таким динамичным изменениям.

Давно замечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” в себя новую информацию - формы же их активности отличаются монотонностью, а источники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остается пассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие его познавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы, направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могли высказать свое мнение, не остается времени.

В результате, большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает и даже того, что  им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”, запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное, критическое отношение к реальности, - поэтому мотивация к обучению отсутствует. Вследствие этого надо менять решение радикальным образом изменить форму ведения уроков. Так или иначе, но общение на традиционном уроке мало способствует пробуждению мотивации учащихся.

Поэтому педагоги прилагают огромные усилия для совершенствования процесса обучения: ученики должны приобретать  в школе те знания и умения, которые  они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют  ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенных основ и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знаний посредством бессистемных методов и приемов. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особое внимание уделять развитию критического мышления учащихся.

 

2.2 Понятия критического мышления

Прежде чем перейти  к рассмотрению этапов формирования критического мышления, рассмотрим несколько трактовок этого термина, которые даёт Ульям Джеймс.

Критическое мышление — это использование  когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность  получения желаемого конечного  результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролем, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений.

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного  процесса — хода рассуждений, которые  привели к нашим выводам, или  тех факторов, которые мы учли при  принятии решения.

Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.

Чрезвычайно важно то, что критическое  мышление означает не негативность суждений и критику, как может показаться на первый взгляд, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление — это способность  ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие  аргументы, принимать независимые  продуманные решения.

Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».

Национальный Совет  по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению  или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Понятие «критическое»  предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления.

Д. Клустер выделяет четыре аспекта, отличающих критическое мышление от других его типов.

1. Критическое мышление  есть мышление самостоятельное. 

2. Информация является  отправным, а отнюдь не конечным  пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без  которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление  начинается с постановки вопросов  и уяснения проблем, которые  нужно решить. Критическое мышление  стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление  есть мышление социальное.

2.3. Формирования критического мышления

Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое  мышление? На этот вопрос со всей определенностью  ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем  должны заниматься образовательные  учреждения любого типа, — это обучать детей думанию.

Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все  связующие мысли, выстраивающиеся  в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

Думается, прав был Д.Дьюи, подчеркивая мысль о том, что не всякое мышление можно назвать продуктивным, достойным задачи его специального и целенаправленного развития. Мышление действительно отражает окружающую действительность, но установление связей между предметами и явлениями окружающего мира требует уже особого, рефлекторного {критического) мышления, которое, по мнению Д.Дьюи, единственно ценно для воспитания и развития.

Проблема стимулирует  процесс мышления, но самостоятельное  критическое мышление возможно только на основе определенного знания, осмысления ранее приобретенного опыта. Необходимо иметь четкое представление, какие  интеллектуальные умения помогают сформировать такое мышление для целей овладения знаниями, для анализа, обобщения, оценки полученной информации, переструктурирования информации.

Д.Халперн, размышляя  об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

- анализ / выводы;

- выдвижение, формулировка, разработка гипотез; 

- установление и создание, поиск аналогий, метафор; 

- активизация ранее  приобретенных знаний;

- активизация причинно-следственных  отношений; 

- анализ значимости;

- сравнение — сопоставление — противопоставление;

- применение в реальных  условиях;

- контраргументация; 

- оценка и ее достоверность  / валидность;

- обобщение идей;

- изучение других точек  зрения.

П.Бонни выделяет такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как:

- нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;

- определение значимости  информации для структурирования  и решения проблемы;

- нахождение и оценка  решений или альтернативных путей  рассмотрения проблемы;

- установление проблемы  в тексте информации.

Это означает, что учащиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся  у них знания для ее решения.

Существует  определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие  вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

Информация о работе Развитие критического мышления в процесе обучения