Развитие критического мышления в процесе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями: во внешних признаках он распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей, устанавливает общий характер этих связей, деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним, тем самым, осуществляя мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.

Содержание работы

1. Введение………………………….………………………………………....1- 2
1.1. Общее понятие о мышлении…………………………………………...1
1.2. Проблема развития видов мышления в современной системе образования……………………...………..2
2. Развитие критического мышления…………………………………...….3 - 14
2.1 Необходимость развития критического мышления……………....3 – 5
2.2 Понятия критического мышления………………………………...…5-7
2.3. Формирования критического мышления………………………….7-10
2.4. Ромашка Блума или Ромашка вопросов………………………….10-13
2.5. Развитие критического мышления через чтение и письмо……..13-14
3. Заключение ……………………………………………………..……….…...15
4. Литература……………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Мышление.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Таким образом, критическое мышление" значит "искусство  суждения, основанное на критериях".

 

2.4. Ромашка Блума или Ромашка вопросов

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином  Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Многие участники наших семинаров — педагоги-практики — не слишком хорошо относились к теории. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума». Но нас подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались  различные способы использования  на занятиях самой формы «ромашки». В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

  1. Простые вопросы.

Это вопросы, отвечая на которые, нужно  назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

  1. Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?»,  «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

  1. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут  восприниматься негативно — как  принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  1. Творческие вопросы.

Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей  не пять пальцев  на каждой руке, а три?»,  «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

  1. Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех  или иных событий, явлений, фактов. «Почему  что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и  т.д. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

  1. Практические вопросы.

Если вопрос направлен  на установление взаимосвязи между  теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной  жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя  рассказа?». Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу.  Возможно, текст поможет нам на них ответить».

 

             2.5. Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю.

Как международная программа, распространяется с 1997 года при финансовой поддержке института "Открытое Общество" (OSI) и координировании Международной  ассоциацией чтения, Университетом  Северной Айовы, и Колледжами Хобарта и Уильяма Смитов.

Эффективное чтение - сложный  процесс активного восприятия и  критического осмысления информации с  целью включения в собственный  контекст. Рефлексивное письмо подразумевает  отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:

  • вызов,
  • смысловая стадия,
  • рефлексия

Вызов предполагает обращение  учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует  для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого  с интересом.

На фазе рефлексии  учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Подводя итог моей работы, хочется отметить, что процесс  приобретения знаний превращается в  стартовую, но не в конечную точку  мыслительного процесса. Используя  разнообразие стратегий критического мышления при обучении, класс превращается в лабораторию демократического диалога и демократического общества, что важно для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, что стратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоит в том, что они систематизированы и проверены.

Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать  на каждой ступени школы, средних  и высших учебных заведений. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развития критического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромное количество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, а также многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни, примеры которых можно найти в глобальной сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Ведение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987

2. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с. М.: Владос.

3. Рысь Ю. И., Степанов В. Е., Ступницкий В. П. Психология и педагогика : учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, 2002

4. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%F3%EC,_%C1%E5%ED%E4%E6%E0%EC%E8%ED

 

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5_%EA%F0%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE_%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%FF_%F7%E5%F0%E5%E7_%F7%F2%E5%ED%E8%E5_%E8_%EF%E8%F1%FC%EC%EE

7. http://psychlib.ru/mgppu/vmr-1934/vmr-001.htm#

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Введение………………………….………………………………………....1- 2

       1.1. Общее понятие о мышлении…………………………………………...1

       1.2. Проблема развития видов мышления в современной системе  

           образования……………………………………………………...………..2

2. Развитие критического мышления…………………………………...….3 - 14

        2.1 Необходимость развития критического  мышления……………....3 – 5

      2.2 Понятия критического мышления………………………………...…5-7

        2.3. Формирования критического мышления………………………….7-10

        2.4. Ромашка Блума или Ромашка вопросов………………………….10-13

        2.5. Развитие критического мышления через чтение и письмо……..13-14

3. Заключение ……………………………………………………..……….…...15

4. Литература……………………………………………………………………16

 

 

 


Информация о работе Развитие критического мышления в процесе обучения