Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа
Цель работы: анализ развития у современных младших школьников лидерских качеств личности на уроках физической культуры. Объект исследования – современные младшие школьники. Предмет исследования - лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогические основы феномена лидерства
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
-. изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА.
4
1.1 Сущностная характеристика понятия «лидер».
4
1.2 Обобщенный портрет лидера в среде школьников.
8
ГЛАВА II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
12
2.1 Особенности младшего школьного возраста.
12
2.2 Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
22
2.3 Воспитание лидерских качеств на уроках физической культуры
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный гуманитарный университет
на тему:
«РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Выполнена:
студенткой группы НОЗ-09
Андреевой Полиной Александровной.
Научный руководитель:
Доцент: Ромашкова Елена Ивановна.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
ГЛАВА I |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА. |
4 |
1.1 Сущностная характеристика понятия «лидер». |
4 | |
1.2 Обобщенный портрет лидера в среде школьников. |
8 | |
ГЛАВА II |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ |
12 |
2.1 Особенности младшего школьного возраста. |
12 | |
2.2 Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. |
22 | |
2.3 Воспитание лидерских качеств на уроках физической культуры |
25 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
29 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
30 |
Современная жизнь и обстановка в обществе ставит нас в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой. Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они — результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Их мир часто ограничивается монитором ПК и телевизором. Тут уже не до проявлений лидерства. Вернее, лидерство заключается в наличии дома ПК и прочей техники.
Цель работы: анализ развития у современных младших школьников лидерских качеств личности на уроках физической культуры. Объект исследования – современные младшие школьники. Предмет исследования - лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогические основы феномена лидерства
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
-. изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы феномена лидерства
1.1.Сущностная характеристика понятия «лидер»
Объяснения природы
лидерства реализовались в
Эта теория обнаруживает особую производимость и в концепциях современных авторов при определении того, что было названо Л. Стаутом «лидерским капиталом», - т.е. совокупностью «личностных качеств и талантов, позволяющих лидеру эффективно вести за собой окружающих».
В конце XIX – начале XXв. большое распространение получают поведенческие теории лидерства, концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манере поведения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороны окружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случае строилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, а также индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своего руководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, таким образом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другими словами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческий аспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р. Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и др.
Еще одним вариантом поведенческой теории можно признать получившие широкое распространение во второй половине XXв атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х. Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). основное значение в них придается степени свободы лидера, находящихся в прямо прямопропорциональной зависимости от ожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль в моделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения.
Обратный поворот проблемы – влияние лидера на поведение группы и формирование соответствующих лидерскому замыслу последствий, поднимается в рамках мотивационной теории лидерства, разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерства исследуется в рамках бихевиористской дихотомии «стимул – реакция».
Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли и др.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодного обмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя, получая за это определенную форму вознаграждения – группу, организацию, социум. В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет свое значение, становясь равноправным партнером трансактности. Наиболее показательной в этом смысле предстает операциональная концепция лидерства Дж. М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидер трансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных форм согласия лидера и его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействии его на группу, второй предполагает творческое изменение окружения, выражаемое в развитии каждого члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия.
Изучение преломления лидерского потенциала в связке с его окружением предопределило развитие целой группы ситуативных теорий (Е. Уэсбур, Дж. Браун, К. Джибб), акцентрирующих внимание на социальном контексте, порождающем лидерскте качества или порожденном в результате новаторских инициатив лидера.
Поворот в сторону рациональной основы лидерского поведения происходит в 80-90-е гг. XXв. В русле ценностных моделей лидерства (К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С.и Т. Кучмарские). Здесь основное значение в формировании команды лидера придается уже не эмоционально-личностным контактам, а совподению индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем. Взаимодействие осуществляется не столько на основе поведенческого доминирования лидера, сколько на осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер – это тот, кто с одной стороны, перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой – предпринимает попытки его разумной коррекции путем конструирования и внедрения ценностно-нормативного ядра.
Анализ вышеописанных
представлений о лидерстве
1. Лидер — тот, кто имеет последователей. Это первое, что можно утверждать с уверенностью. Именно наличие последователей отличает лидеров от не-лидеров. За лидером следуют преданные ему люди. У не-лидеров таковых нет. Никто не становится лидером до тех пор, пока не обретает последователей.
2. Лидерство — результат взаимодействия. Этот тезис является производным от первого. Если лидерам необходимы последователи, значит, лидерство не сводится только к проблеме личности лидера, а скорее является продуктом отношений между лидером и последователями. В конечном итоге другие люди замечают в первую очередь действия и поступки лидера и на этой основе формируют свое восприятие его черт. Исходя из этого, важная задача лидеров состоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми.
3. Лидерство основано на авторитете. Авторитет имеет психологическую природу и формируется на основе общей заинтересованности последователей в руководителе и их убежденности в его особых (как минимум, необходимых для них) способностях. Обладание авторитетом дает лидеру право на принятие решений в условиях совместной деятельности. В этом значении понятие «авторитет» напрямую связано с лидерством, но не обязательно с формальным руководством. Авторитетом может обладать индивид, не наделенный должностными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для окружающих.
4. Лидерство формируется
в процессе дискретных событий
— актов лидерства. Обычно
лидерство рассматривается как
длительный процесс, в ходе
которого лидеры руководят,
5. Лидерство основано
на неформальном влиянии.
6. Лидерство — продукт
восприятия и сознания. Лидерство
не является наблюдаемым
Выделенные общие
1.2.Обобщенный портрет лидера в среде школьников
В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети – лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал малоавторитарный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования – подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.
Информация о работе Развитие лидерских качеств у младших школьников на уроках физической культуры