Развитие лидерских качеств у младших школьников на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ развития у современных младших школьников лидерских качеств личности на уроках физической культуры. Объект исследования – современные младшие школьники. Предмет исследования - лидерских качеств личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть психолого-педагогические основы феномена лидерства
- изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
-. изучение вопросов развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА I
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА.
4

1.1 Сущностная характеристика понятия «лидер».
4

1.2 Обобщенный портрет лидера в среде школьников.
8
ГЛАВА II
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
12

2.1 Особенности младшего школьного возраста.
12

2.2 Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
22

2.3 Воспитание лидерских качеств на уроках физической культуры
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
30

Файлы: 1 файл

курсовая Ромашкова.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Однако по мере усложнения учебного материала на первое место  выдвигается задача не запоминать буквально, а выделить и понять основную мысль. Это требует от ученика новых приемов работы: умения проследить последовательность и логику изложения, произвести смысловую группировку материала, определить опорные пункты, составить план и т.п. Младших школьников необходимо обучать таким приемам специально, начиная со 2 ого-3 ого классов. Задачу эту целесообразно выполнять при тесном сотрудничестве учителя, психолога и родителей.

Действия контроля. Для  того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести  ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль. Первоначально контроль за выполнением учебных действий проводит учитель. Он делит полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на выявленные расхождения, соотносит их с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно сравнивать результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Рассмотрение результата по отношению к заданному образцу -основной момент действия контроля. Так, при разучивании стихотворения  таким образцом выступает напечатанный в книге текст, при выписывании  букв - прописи и т.д. Однако показать школьнику образец и предложить сравнить с ним свою деятельность порой оказывается недостаточно. Дело в том, что такой образец, как правило, не содержит самой деятельности школьника, а выступает только одним из элементов, задающих ее некоторые свойства. Так, текст стихотворения не содержит интонационного наполнения, что делает процесс контроля действий ученика по «чтению с выражением» практически невозможным, должен появиться еще кто-то (педагог, родитель), кто задаст норму самой деятельности чтения.

Вовлечение ученика  в осуществление функции контроля предполагает использование в качестве образца, прежде всего, другого, более успешного школьника. Наблюдая за его действиями, он должен научиться выделять в них наиболее значимые моменты, влияющие на эффективность учебной деятельности в целом. В этом школьнику может помочь педагог, который будет детально разбирать действия каждого отвечающего в ходе урока, показывая, какие действия нужно считать успешными, а какие нет, и почему. Многое зависит и от родителей, которые сначала могут выступать в роли демонстратора образца учебных действий, а в дальнейшем всемерно способствовать передаче контрольных функций самому школьнику.

Критерии оценки. Оценка и отметка. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Она сообщает школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Оценка не тождественна отметке. Их различение - важное условие психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка - это процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном (нормой); отметка - один из возможных результатов оценивания, выраженный в условно-формальных баллах.

В школьной практике процесс  оценивания выступает обычно в виде развернутого суждения, когда учитель обосновывает отметку, или в свернутой форме (прямое выставление отметки). В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Считается недопустимым использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка. В ней отмечаются не только продемонстрированные школьником знания, но также его усилия и старания, рациональность приемов работы, мотивы учения и т.д.

Указание на положительные  стороны работы ребенка является обязательным. Кроме того, нельзя при  неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты  так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

В ходе дальнейшего обучения отметка становится важнейшим мотивом  учебной деятельности младших школьников. Она как мощный мотивационный  фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее, но и глубоко затрагивает все  сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Тем самым происходит фетишизация отметок в глазах как самих учеников, так и окружающих его людей. Эта тенденция устойчива и обусловлена социальным характером образования, включенностью его участников в систему общественных отношений.

Один из возможных  путей преодоления тенденции  фетишизации оценки - формирование у самого ученика способности и готовности к оцениванию своей учебной деятельности. Критерии формируются постепенно, в процессе освоения действий контроля и выработки образцов учебной деятельности. Так, первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действия. Но им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. У них преобладает завышенная самооценка. Поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника. Психологическим условием развития способности к оцениванию является совершенствование рефлексивных компонентов сознания школьников.

В этом возрасте происходит появление и другого важного  новообразования — произвольного  поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха . С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

2.2. Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников.

 Участие  педагогов, учеников и родителей  в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. В современной жизни наиболее важным становится вопрос формирования лидерских качеств личности. Лидер - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные»позиции в органах ученического самоуправления. Многие учащиеся имеют скрытые лидерские потенциалы, но по ряду причин не раскрывают их. Следствием этого становится снижение интереса к другим людям, отсутствие умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и внедрять систему обучения, которая обеспечивала бы подготовку активистов.

Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение своих склонностей  и способностей. Поэтому воспитательный процесс в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.

 Наиболее  важными являются мероприятия,  направленные на выявление и  развитие лидерских качеств у  ребят. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.

Нужно учить детей занимать активную жизненную позицию. Ведь лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности.

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о  путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенные способности можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка.

Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для  развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.

Начинать следует с  самых элементарных игр, основной целью  родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их.

Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность.

Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время  как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания  своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирования в характера борца, верящего в свои силы».

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается  в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!, «Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется  в младенчестве. Согласно исследованиям  Э. Эриксона, развитию человека нет  пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.

Таким образом, каждый может  развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.

2.3. Воспитание лидерских качеств на уроках физической культуры

Младший школьный возраст — очень важный период для формирования личности ребенка, его нравственных качеств, овладение нормами и правилами поведения в обыденной жизни.

Именно в этом возрасте необходимы внеклассные мероприятия, которые учат жить среди людей, жить в коллективе, общаться в нём так, чтобы людям хотелось с тобой  общаться.

Поступив в школу, ученики не ощутили себя членом коллектива, им  хотелось только общаться со сверстниками. Чуть позже они начали рассматривать свое поведение не только с точки зрения своих успехов и достижений, но и с позиции членов коллектива. Постепенно коллектив начал занимать определенное место в жизни моих учеников, многие начали подражать отдельным одноклассникам – лидерам. От того, кто из ребят взял на себя роль лидера своего класса, зависит очень многое. Мы часто замечаем, что если ребенок-лидер хорошо учится, активно участвует в делах класса, то и для остальных детей это становится престижным. Если же лидер класса, как Шапокляк, считает, что хорошими делами прославиться нельзя, то многие ребята либо идут вслед за ним, либо стараются промолчать – может быть потому, что боятся. Поэтому очень важно правильно сориентировать возможных лидеров на позитивные ценности.

Информация о работе Развитие лидерских качеств у младших школьников на уроках физической культуры