Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа
Актуальность опыта. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь. Овладение связной монологической речью – наивысшее достижение дошкольников, которое включает в себя, овладение всеми сторонами языка. По мнению автора, общеизвестные методические приёмы обучения дошкольников связной монологической речи являются недостаточно эффективными. Следовательно,возникает противоречие между важностью развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста и использованием в массовой практике классических форм обучения.
Государственное учреждение образования
«Санаторный ясли-сад № 12 г.Волковыска»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ
Кракотник Валентина Николаевна
воспитатель
тел.мобильный +375297440733
1. Информационный блок
Тема:«Развитие монологической речи детей дошкольного возрастачерез использование наглядного моделирования»
Актуальностьопыта. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь. Овладение связной монологической речью – наивысшее достижение дошкольников, которое включает в себя, овладение всеми сторонами языка. По мнению автора, общеизвестные методические приёмы обучения дошкольников связной монологической речи являются недостаточно эффективными. Следовательно,возникает противоречие между важностью развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста и использованием в массовой практике классических форм обучения.
Альтернативным и
Актуальность
Цель своей деятельности в этом направлении авторвидит в развитиимонологическойречи детей дошкольного возраста через использование наглядного моделирования,что выражается:
С целью обеспечения результативности работы автором были выделены этапы образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей включения детей в эту деятельность. Каждый из этапов имеет свои задачи.
Первый этап – подготовительный (вторая младшая группа). Задачи этапа: обучать умению описывать предметы и игрушки и отвечать на вопросы воспитателя; обучать умению пересказывать содержание знакомой сказки или короткого рассказа с опорой на модели-заместители; учить составлять небольшие рассказы, используя модели-заместители.
Второй этап – основной. Задачи этапа: обучать умению пересказывать содержание короткого текста (сказка, рассказ), как знакомого, так и впервые прочитанного посредством использования моделей; передавая последовательность эпизодов в соответствии с расположением моделей-заместителей; закреплять умение описывать игрушку или предмет с опорой на модели и без них.
Третий этап –итоговый. Задачи этапа:учить связно и последовательно пересказывать литературные произведения,составлять описательный рассказ об игрушке, предмете с опорой на наглядные модели; развивать умения составлять рассказы из личного опыта, творческие рассказы реалистического и фантастического содержания, используя при этом модели.
Работа по формированию данного опыта продолжалась на протяжении 5 лет в следующей логике: изучение литературы по проблеме исследования; разработка системы деятельности и подготовка материалов для развития связной монологической речи детей посредством наглядного моделирования (1 год), организация подготовительной работы с дошкольниками и внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику (3 года), анализ результативности, обобщение, описание и распространение опыта (1 год). После получения данных о результативности опыта его идеи обобщены и предъявлены педагогическому коллективу, система работы автора воспроизводится не только автором, но и другими воспитателями учреждения дошкольного образования.
2.Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта состоит в том, чторазвитие монологической речи детей дошкольноговозраста будет эффективным, по мнению автора,при систематическом использовании наглядного моделированияв процессе специально организованного обучения. Для реализации этой идеи автор выстроил систему последовательной работы с воспитанниками.
Описание сути опыта. Предложенная система работы опирается на теоретическую основу Венгер Л.А., который рассматривает «моделирование как процесс применения наглядных моделей. Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста» [5.12].Методическую основу опыта составили работы Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, которые отмечали, что при работе с детьми необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания – к каким и относится наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
Работа сдетьмипо
Система педагогического опыта
Автором была разработана
система работы, которая строилась
по принципу «от простого к сложному»
иосновываласьна учете
Таблица 1 – Система
развитиямонологическойречи у дошкольников
посредством использования
Этап |
Содержание деятельности |
Планируемый результат |
Подготовительный (вторая младшаягруппа) |
Занятия по развитию общения и речи, беседы, игры, рассматривание иллюстраций |
Дети умеют рассматривать игрушки и отвечать на вопросы воспитателя. Способны составить небольшой рассказ по картине, описать игрушку (2-3 предложение) и пересказать содержание знакомой сказки или короткого рассказа самостоятельно. Умеют выделять и обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями |
Основной (средняя группа) |
Занятия по развитию общения и речи, беседы, игры, проблемные ситуации, творческие задания. |
Умеют пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как знакомого, так и впервые прочитанного. Описывают игрушки ипредметы. Осознают структуру связного текста. Умеют самостоятельно определять заместители и выкладывать их в соответствующей тексту последовательности |
Итоговый (старшая группа) |
Занятия по развитию общения и речи, беседы, игры, проблемные ситуации, упражнения творческие задания, творческие рассказывания, обсуждение рассказов. |
Умеют связно и последовательно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы). Составляют сравнительный описательный рассказ об игрушке, предмете. Умеют составлять творческие рассказы и рассказы из личного опыта, передавая в речи знакомые события и свои впечатления. |
В своей работе по обучению детей монологической речи автор использовала специально организованное обучение (занятия по развитию общения и речи) как основную форму работы, а также другие виды деятельности. Работа велась поэтапно.
Первый этап работы был ориентирован на умение составлять небольшие рассказы, пересказывать содержание знакомой сказки. На этом же этапе автором было осуществлено первичное знакомство дошкольников с моделями, сформировано умение у детей замещать персонажи моделями в простых сюжетных сказках. С этой целью использовали следующие формы работы: занятия, игры, беседы, рассматривание иллюстраций.
Вначале автором было введено понятие о структуре художественного произведения (сказка, рассказ), его основных составляющих:есть название; есть герои (предметы); происходит какое-то событие, случай; все предложения в тексте связаны друг с другом в «цепочку».
В качестве заместителей автор использовала геометрические фигуры, различающиеся по цвету и величине (например, крокодил – зеленый круг, солнце – желтый), или по величине (например,слон – большой круг, мышка – маленький).
Автор научила детей отбирать заместители для обозначения персонажей сказки. Ребенку было необходимотак выбирать круги, чтобы сразу было понятно, какая лиса, а какой – волк. На первых занятиях число кругов совпадало с числом замещаемых объектов (2-3), далее автор вводила лишние круги, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен,автор переходила к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов.Например, была проведена работа над такой сказкой, как «Теремок» (см. Приложение 1).
По такому же принципу была проведена работа над сказками «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Семеро козлят», «Репка». В процессе работы постепенно увеличивала количество персонажей и предметов, обозначенных моделями.
Второй этап работы был направлен на обучение умению пересказывать содержание более сложных сказок и рассказов, составлению описательных рассказов, игрушке, о предмете с опорой на модели. С этой целью использовались такие формы работы как занятия, беседы, игры, проблемные ситуации, творческие задания. Примером работы служит составление описательного рассказа о диких животных по моделям (см. Приложение 2). Использование моделей помогло детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, последовательно описать объект. Словарь ребенка тем самым существенно обогащался. А наличие выстроенной модели позволяло детям свое высказывание сделать связным и логичным. Например - схема составления описательного рассказа об одежде состояла из 6 моделей, описывающих конкретный признак: 1 признак – цвет (голубой, чёрный и т.д.); 2 признак – ткань (шёлковая, ситцевая, байковая, меховая); 3 признак – детали (пуговица, молния, карман, воротник и т.д.); 4 признак – сезонность (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);5 признак – кто носит? (детская, взрослая, мужская, женская); 6 признак – действия с одеждой (см. Приложение 3).Подобным образом описывали и другие предметы. Такие схемы автор использовала как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Далее автор продолжала формировать монологическую речи детей посредством пересказа знакомого текста Е. Шабад «Лесенка» (см. Приложение 4)
Третий этап был направлен на закрепление умения составлять самостоятельные рассказы, пересказы, творческие рассказы. На этом же этапе продолжалась работа по составлению сравнительных описательных рассказов. В качестве примера можно рассмотреть задание, в котором требуется описать и сравнить белого и бурого медведя. После сравнения объектов детям предлагается составить рассказ, опираясь на образец. В данном случае удается продемонстрировать конструкции сложносочиненных предложений с союзом «А» и межфразовую связь («Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый медведь на Севере на льдине»).Для совершенствования сравнительных рассказов проводится аналогичная работа по обучению способам синонимической связи и употреблению в описании местоимений.
На этом этапе работы с детьми были включены упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают дошкольникам стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению. Так же автором были использованы следующие виды творческих заданий: упражнение на моделирование сюжета, рисование схемы и затем рассказ по ней, восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); восстановление нужной последовательности предложений. С интересом дети относились к составлению творческих рассказов реалистического и фантастического содержания, где развивалось речевое творчество детей, они учились сочинять небылицы. Примером может служить творческое рассказывание «Если бы я был волшебником, я бы помог….» (см. Приложение №5)
По такому же принципу была проведена работа над творческим рассказыванием «Веселый праздник у… (кошки, мишки)», «Дед Мороз спешит на праздник». Так же использовалась контаминация на тему сказки.
Использование наглядного моделирования положительно повлияло на сформированность монологической речи детей, что говорит о перспективности данного вида работы. Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим
Результативность опыта определялась путем выявления динамики сформированностиу детейсвязной монологической речиблагодаря использованию наглядного моделирования.Критерии для диагностирования создавались на основе цели процесса, её диагностичности. ( Приложение 5).
Результаты диагностики по критериям отражены на рисунке 1
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |