Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа
Актуальность опыта. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь. Овладение связной монологической речью – наивысшее достижение дошкольников, которое включает в себя, овладение всеми сторонами языка. По мнению автора, общеизвестные методические приёмы обучения дошкольников связной монологической речи являются недостаточно эффективными. Следовательно,возникает противоречие между важностью развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста и использованием в массовой практике классических форм обучения.
Дикое оно или домашнее?
Как называется его дом?
Какие части тела есть, их особенности?
Как называются детеныши этого животного?
Чем питается животное?
|
|
|
|
|
|
|
9. Итог – 1-2 мин
- Вот мы и вернулись в группу. Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие? (да, нет)
- А что вам понравилось?
- Саша, что понравилось тебе? А что понравилось Насте?(поочерёдно спрашиваю у всех)
- А на память о том, где мы были что делали, примите в подарок вот эти раскраски о животных.
Приложение 3
Конспект занятия по составлению описательных рассказов в средней группе «Показ мод».
Программное содержание: Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская). Обогатить представления детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея). Воспитывать бережное отношение к одежде.
Предварительная работа: Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Модница» и «Пошив одежды». Дидактические игры: «Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для взрослых», «Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды».
Материалы к занятию: Схема для составления описательного рассказа об одежде; Кукольная одежда различной принадлежности на демонстрационных вешалках; Картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»; Образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».
(фрагмент занятия).
Воспитатель:(выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам,о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой.
Показ моделей одежды начинается,кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?
Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает. Все рассказы начинаются с названия предмета одежды:«Это платье для куклы Оли», «Это костюм для куклы Дины». И далее – по схеме.
Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.
Приложение 4
Технологическая карта занятия.
Пересказ рассказа Е.Шабад « Лесенка».
Задачи: способствовать активизации речевой и познавательной деятельности детей; продолжить формирование монологической речи посредством пересказа знакомого текста с опорой на предметно-схематические модели, с точной передачей последовательности сюжета; активизировать использование диалогической и монологической речи;закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; закреплять навыки согласования частей речи (глаголы, существительные, числительные) в предложении; способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, воображения; развивать способность детей определять последовательность развёртывания сюжета, умения логически выстраивать свои высказывания; поддерживать интерес детей к литературе;воспитывать умение слушать, эмоционально воспринимать художественное произведение.
Этапы занятия |
Время |
Деятельность |
Прогнозируемые результаты |
Методы, приемы обучения |
Оборудо- вание |
Примечание | |
учителя-дефектолога |
детей | ||||||
1.1.Организациооный. Цель: организация детей, создание эмоционального восприятия предстоящей деятельности. |
1 мин. |
Организует внимание дошкольников. |
Слушают и отгадывают музыкальную загадку, определяют голоса домашних животных и птиц. |
Организация дошкольников, создание положительного настроения. |
Сюрпризный момент, музыкальная загадка, словесный. |
Магнитофон, «волшебная» палочка. |
|
1.2.Игра-путешествие «Загадочная прогулка» Цель: активизация интереса к познанию окружающей действительности. |
2-3 мин. |
Предлагает условия игры, оценивает результат. |
Определяют по схемам изображения предложенных объектов, образовывают притяжательные прилагательные. |
Организованность дошкольников, введение в тему. Активизация речевой деятельности. |
Игровой, словесный. |
Карточки-загадки с предметно- |
|
2.1. Слушание знакомого текста; восстановление содержания рассказа по вопросам с использованием моделей. Цель:активизация |
5-6 мин. |
Читает рассказ «Лесенка» Е. Шабад, задает вопросы по содержанию текста,выставляет схемы-модели согласно содержания текста. |
Слушают, отвечают на вопросы по содержанию текста. |
Усвоение содержания текста, подготовка к пересказу с опорой на схемы-модели. |
Словесный, показ. |
Текст рассказа Е. Шабад «Лесенка», схемы-модели. |
|
2.2. Физкультминутка. Цель: повышение работоспособности, снятие утомления. |
2 мин. |
Произносит текст упражнения, способствует перевоплащению детей в предложенные образы |
Вхождение в образ; выполнение действий согласно словесному указанию, тексту. |
Организация дошкольников,создание положительного настроения, снятие утомления. |
Словесный. |
«Волшебная» палочка. |
|
2.3. Работа с деформированным текстом. Цель: побуждать к совместному с педагогом воспроизведению текста (дополнение недосказанных фраз, согласно содержания) |
2 мин. |
Активизирует внимание, формирует навыки работы с текстом (подготовка к пересказу). |
Слушают, договаривают предложения в соответствии с содержанием текста. |
Удерживают внимание на содержании текста, дополняют предложения. |
Словесный. |
Текст рассказа,схемы-модели. |
|
2.4. Пересказ рассказа по частям. Цель: формировать навыки пересказа текста, произведения с помощью моделей. |
3 мин. |
Организует деятельность детей путем установки на пересказ по частям. |
Пересказывают рассказ по частям. |
Пересказывают рассказ, сохраняя последовательность сюжета. Строят грамматически правильные высказывания. |
Словесный, наглядный. |
Схемы-модели. |
|
2.5. Пересказ текста. Цель: развивать умение самостоятельно пересказывать произведение близко к тексту. |
2-3 мин. |
Организует деятельность
детей для пересказа |
Пересказывают рассказ |
Могут самостоятельно пересказать текст с опорой на схемы-модели; правильно строят предложения; соблюдают последовательность пересказа согласно сюжета. |
Словесный, наглядный. |
Схемы-модели. |
|
3. Итог занятия. Цель: способствовать проявлению
позитивного отношения к |
2 мин. |
Побуждает к оценке результатов деятельности. |
Высказывают впечатления, проявляют
эмоциональное отношение к |
Умение оценивать результаты деятельности. Достижение положительного эффекта. |
Словесный. |
«Волшебная» палочка. |
Приложение 5
Тема: «Если бы я был волшебником, я бы помог…»
Программное содержание:развивать речевое творчество детей; учить детей сочинять сказки, небылицы. Отличать сказки небылицы от реалистических рассказов; продолжать грамматически правильно строить предложения. Воспитывать у детей желание рисовать сказку или небылицу.
(фрагмент занятия)
Воспитатель: я предлагаю вам придумать сказки или небылицы. Начнем ее со слов «Если бы я был волшебником, я бы помог…», а дальше расскажем, что произошло (образец рассказа воспитателя дается в том случае, если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно)
Далее дети с педагогом садятся на ковер возле сундука и проговаривают:” Сундучек, сундучек, приоткрой нам свой бочок”. Там лежат волшебные вещи.
Воспитатель: мы с вами ученики волшебника, давайте превратим эти вещи в волшебные сказочные: палочка (мост, посох Деда Мороза, змея, дерево), платок (ковер-самолет, поляна озеро и т.д.), лента ( ручеек, тропинка, змея)
Упражнение «Добрая фея». Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребенку предлагается 2 совершенно одинаковые фигуры фей. Задача: дорисовать эти фигуры, превратив одну в добрую, а другую в злую фею. Затем, дети придумывают, что совершила плохого злая фея и как ее победила добрая фея.
Приложение 6
Уровни развития связной монологической речи дошкольников
Критерии |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Умение составлять небольшие рассказы, пересказывать содержание знакомой сказки. |
Пересказ (рассказ) составлен
по наводящим вопросам. Связность
изложения значительно |
Пересказ (рассказ) составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы), полностью передаетсясодержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения связного текста. Единичные нарушения структуры предложения. |
Пересказ (рассказ)составлен самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. |
Умение передавать логическую последовательность эпизодов при пересказе, составлении описательного рассказа. |
Рассказ (пересказ) составлен
с помощью отдельных и |
Рассказ-описание (пересказ) отличается логической завершенностью. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков. Имеет место смысловая незавершенность. |
В рассказе (пересказе)отображены все основные признаки предмета. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета. Соблюдаются смысловые и синтактические связи между фрагментами. Используются различные средства словесной характеристики |
Умение составлять сравнительные рассказы, пересказывать текст,составлять творческие рассказы |
Пересказ, сравнительный рассказ составлен по вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. |
Пересказ, сравнительный рассказ составлен с некоторой помощью. Содержание текста передается полностью. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Единичные нарушения в структуре предложения. |
Пересказ, сравнительный рассказ составляет самостоятельно, творческие рассказы реалистического и фантастического содержания. Полностью передается содержание текста. Соблюдается связность и последовательность изложения. |