Развитие монологической речи детей дошкольного возрастачерез использование наглядного моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность опыта. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь. Овладение связной монологической речью – наивысшее достижение дошкольников, которое включает в себя, овладение всеми сторонами языка. По мнению автора, общеизвестные методические приёмы обучения дошкольников связной монологической речи являются недостаточно эффективными. Следовательно,возникает противоречие между важностью развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста и использованием в массовой практике классических форм обучения.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 485.65 Кб (Скачать файл)

Дикое оно или домашнее?

Как называется его дом?

Какие части тела есть, их особенности?

Как называются детеныши этого  животного?

Чем питается животное?

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

9. Итог – 1-2 мин

- Вот мы и вернулись в группу. Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие? (да, нет)

- А что вам понравилось?

- Саша, что понравилось тебе? А что понравилось Насте?(поочерёдно спрашиваю у всех)

- А на память о том,  где мы были что делали, примите в подарок вот эти раскраски о животных.

Приложение 3

 

 

Конспект занятия  по составлению описательных рассказов  в средней группе «Показ мод».

Программное содержание: Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская). Обогатить представления детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея). Воспитывать бережное отношение к одежде.

Предварительная работа: Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Модница» и «Пошив одежды». Дидактические игры: «Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для взрослых», «Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды».

Материалы к занятию: Схема для составления описательного рассказа об одежде; Кукольная одежда различной принадлежности на демонстрационных вешалках; Картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»; Образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».

(фрагмент занятия).

Воспитатель:(выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам,о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой.

 

 

Показ моделей одежды начинается,кто  уже выбрал наряд и откроет  наш кукольный модный салон?

Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся  наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает. Все рассказы начинаются с названия предмета одежды:«Это платье для куклы Оли», «Это костюм для куклы Дины». И далее – по схеме.

Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Технологическая карта  занятия.

 Пересказ рассказа  Е.Шабад  « Лесенка».

Задачи: способствовать активизации речевой и познавательной  деятельности детей; продолжить формирование монологической речи посредством пересказа знакомого текста с опорой на предметно-схематические модели, с точной передачей последовательности сюжета; активизировать использование диалогической  и монологической  речи;закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; закреплять навыки согласования частей речи (глаголы, существительные, числительные) в предложении; способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, воображения; развивать способность детей определять последовательность развёртывания сюжета, умения логически выстраивать свои высказывания; поддерживать интерес детей к литературе;воспитывать умение слушать, эмоционально воспринимать художественное произведение.

 

Этапы

занятия

Время

Деятельность

Прогнозируемые результаты

Методы, приемы обучения

Оборудо-

вание

Примечание

учителя-дефектолога

детей

1.1.Организациооный.

Цель: организация детей, создание эмоционального восприятия предстоящей  деятельности.

1 мин.

Организует внимание дошкольников.

Слушают и отгадывают музыкальную  загадку, определяют голоса домашних животных и птиц.

Организация дошкольников, создание положительного настроения.

Сюрпризный момент, музыкальная загадка, словесный.

Магнитофон, «волшебная»  палочка.

 

1.2.Игра-путешествие

«Загадочная прогулка»

Цель: активизация интереса к познанию окружающей действительности.

2-3

мин.

Предлагает условия игры, оценивает результат.

Определяют по схемам изображения  предложенных

объектов, образовывают притяжательные прилагательные.

Организованность дошкольников, введение в тему.

Активизация речевой деятельности.

Игровой, словесный.

Карточки-загадки с предметно-схематическими моделями.

 

2.1. Слушание  знакомого текста; восстановление содержания рассказа по вопросам с использованием  моделей.

Цель:активизация познавательного  интереса, подготовка к пересказу  текста.

5-6

мин.

Читает рассказ «Лесенка»

Е. Шабад,

задает вопросы по содержанию текста,выставляет схемы-модели согласно содержания текста.

Слушают, отвечают на вопросы  по содержанию текста.

Усвоение содержания текста, подготовка к пересказу с опорой на схемы-модели.

Словесный, показ.

Текст рассказа Е. Шабад «Лесенка», схемы-модели.

 

2.2. Физкультминутка.

Цель: повышение работоспособности, снятие утомления.

2 мин.

Произносит текст упражнения, способствует перевоплащению детей  в предложенные образы

Вхождение в образ; выполнение действий согласно словесному указанию, тексту.

Организация дошкольников,создание положительного настроения, снятие утомления.

Словесный.

«Волшебная» палочка.

 

2.3. Работа с деформированным  текстом.

Цель: побуждать к совместному  с педагогом воспроизведению  текста (дополнение недосказанных фраз, согласно содержания)

2 мин.

Активизирует внимание, формирует  навыки работы с текстом (подготовка к пересказу).

Слушают, договаривают предложения  в соответствии с содержанием  текста.

Удерживают внимание на содержании текста, дополняют предложения.

Словесный.

Текст рассказа,схемы-модели.

 

2.4. Пересказ рассказа  по частям.

Цель: формировать навыки пересказа текста, произведения с  помощью  моделей.

3 мин.

Организует деятельность детей путем установки на пересказ по частям.

Пересказывают рассказ по частям.

Пересказывают рассказ, сохраняя последовательность сюжета. Строят грамматически  правильные высказывания.

Словесный, наглядный.

Схемы-модели.

 

2.5. Пересказ текста.

Цель: развивать умение самостоятельно пересказывать произведение близко к тексту.

2-3

мин.

Организует деятельность детей для пересказа литературного  произведения.

Пересказывают рассказ

Могут самостоятельно пересказать  текст с опорой на схемы-модели; правильно строят предложения; соблюдают последовательность пересказа согласно сюжета.

Словесный, наглядный.

Схемы-модели.

 

3. Итог занятия.

Цель: способствовать проявлению позитивного отношения к результатам  деятельности, умению проявлять своё отношение к происходящему через  эмоциональные реакции (рефлексия).

2 мин.

Побуждает к оценке результатов  деятельности.

Высказывают впечатления, проявляют  эмоциональное отношение к деятельности.

Умение оценивать результаты деятельности. Достижение положительного эффекта.

Словесный.

«Волшебная» палочка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Тема: «Если бы я был волшебником, я бы помог…»

Программное содержание:развивать речевое творчество детей; учить детей сочинять сказки, небылицы. Отличать сказки небылицы от реалистических рассказов; продолжать грамматически правильно строить предложения. Воспитывать у детей желание рисовать сказку или небылицу.

(фрагмент занятия)

 Воспитатель: я предлагаю  вам  придумать сказки или небылицы. Начнем ее со слов «Если бы я был волшебником, я бы помог…», а дальше расскажем, что произошло (образец рассказа воспитателя дается в том случае, если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно)



 

 

 

 

Далее дети с педагогом садятся на ковер возле сундука и проговаривают:” Сундучек, сундучек, приоткрой нам свой бочок”. Там лежат волшебные вещи.

Воспитатель: мы с вами ученики волшебника, давайте превратим эти вещи в волшебные сказочные: палочка (мост, посох Деда Мороза, змея, дерево), платок (ковер-самолет, поляна озеро и т.д.), лента ( ручеек, тропинка, змея)

Упражнение «Добрая фея». Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребенку предлагается 2 совершенно одинаковые фигуры фей. Задача: дорисовать эти фигуры, превратив одну в добрую, а другую в злую фею. Затем, дети придумывают, что совершила плохого злая фея и как ее победила добрая фея.

 

Приложение 6

 

Уровни развития связной монологической речи дошкольников

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Умение составлять небольшие рассказы, пересказывать содержание знакомой сказки.

Пересказ (рассказ) составлен  по наводящим вопросам. Связность  изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые  ошибки. Нарушается последовательность изложения.

Пересказ (рассказ) составлен  с некоторой помощью (стимулирующие  вопросы), полностью передаетсясодержание текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения связного текста. Единичные нарушения структуры  предложения.

Пересказ (рассказ)составлен самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения.

Умение передавать логическую последовательность эпизодов при пересказе, составлении описательного рассказа.

Рассказ (пересказ) составлен  с помощью отдельных и наводящих вопросов. Отображение признаков предметов в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логической обусловленности последовательности рассказа.

Рассказ-описание (пересказ) отличается логической завершенностью. Отмечается единичные случаи нарушения  логической последовательности в описании признаков. Имеет место смысловая  незавершенность.

В рассказе (пересказе)отображены все основные признаки предмета. Соблюдается  определенная логическая последовательность в описании признаков предмета. Соблюдаются смысловые и синтактические связи между фрагментами. Используются различные средства словесной характеристики

Умение составлять сравнительные рассказы, пересказывать текст,составлять творческие рассказы

Пересказ, сравнительный рассказ составлен по вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения.

Пересказ, сравнительный рассказ составлен с некоторой помощью. Содержание текста передается полностью. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Единичные нарушения в структуре предложения.

Пересказ, сравнительный рассказ составляет самостоятельно, творческие рассказы реалистического и фантастического содержания. Полностью передается содержание текста. Соблюдается связность и последовательность изложения.


 

 


Информация о работе Развитие монологической речи детей дошкольного возрастачерез использование наглядного моделирования