Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:51, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:
1. определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
2. выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
3. разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
4. предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий
2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников
2.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ
2.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение №1
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
Музыкально-ритмическое
Н.А. Ветлугина называет в качестве
основных музыкальных способностей
две: ладовысотный слух и чувство
ритма. В таком подходе подчеркивается
неразрывная связь
Б. Теплов указывает, что комплекс
способностей, требующихся для занятий
музыкальной деятельностью (музыкальность)
не исчерпывается тремя
Таким образом, музыкальные способности
развиваются в практической деятельности,
в доступных детям дошкольного
возраста музыкальных видах
Развитие музыкальных
Б.М. Теплов в своих работах дал
глубокий всесторонний анализ проблемы
развития музыкальных способностей.
Он четко определил свою позицию
в вопросе о врожденности музыкальных
способностей. Музыкальные способности,
необходимые для успешного
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.(41)
1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Система музыкального воспитания и
развития связывает воедино воспитание
эстетического восприятия музыки и
развитие исполнительских возможностей
детей. Ознакомление с лучшими образцами
музыкального творчества служит основой
нравственного воспитания дошкольника
средствами этого искусства, основой
формирования музыкального вкуса. Накопление
музыкальных впечатлений
Современная система музыкально-
Образование музыкальных представлений
связано с осознанием особенностей
музыкального языка, строения музыкальной
речи, ее выразительных средств. Эмоциональная
отзывчивость на музыку формируется
и воспитывается вместе с развитием
специальных музыкальных
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память Исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца - красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции.(30)
Эмоциональное развитие является одним
из магистральных направлений
Немаловажную роль в успешности работы по развитию музыкальных способностей играет заинтересованное отношение самого ребенка к музыке и музыкальным занятиям.
Развитие интереса к музыкальному искусству начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста еще нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Для формирования творческой личности средствам музыкального искусства необходимо в первую очередь развить у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитать устойчивый интерес к музыке, стремление к ее пониманию.(39)
Через увлеченность музыкой, творческой
деятельностью под руководством
педагога у детей формируется
интерес к жизни, познаванию ее явлений,
развивается художественно-
Научить маленького ребенка чему-то
можно лишь тогда, когда у него
удается вызвать интерес и
желание сделать то, что требует
от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое
в самом широком смысле этого
слова, должно в сущности быть основным
стержнем, вокруг которого строится все
развитие личности ребенка»,-- писал
Л. С. Выготский. Перед педагогом
стоит задача не только использовать
уже сложившийся у дошкольника
мотивационно-эмоциональный
Говоря вообще об успешности формирования эстетической культуры ребенка дошкольного следует отметить особую роль эстетических интересов. Интерес это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно.
Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего интерес, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем получения новой информации или подойти к лицу или объекту, возбудившему интерес.(40)
Интерес управляет деятельностью
ребенка с самого начала его жизни.
Предоставление ребенку свободы
для игры, фантазии, перехода от реального
мира к воображаемому оказывает
решающее влияние на развитие способности
ребенка к переживанию и
Сущность развития ребенка заключается
в его поэтапном проникновении
в человеческую культуру через слова
- понятия, через развитие возможности
взаимодействовать с окружающим
миром всеми существующими в
культуре способами, в том числе
и музыкальными. Дошкольный возраст
- возраст образных форм сознания, сенсорных
эталонов. Музыкальная деятельность,
как самая эмоциональная, наиболее
глубоко содействует развитию ребенка
несмотря на то, что ее средства и
логику действий ребенок открывает
вместе со взрослыми. Поэтому в музыкальном
воспитании дошкольника исключительно
важна грамотная организация
восприятия музыкальных произведений.
Каждый ребенок по-своему переживает
разнообразные музыкальные
Наиболее существенными
· Слуховое ощущение, музыкальный слух.
· Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
· Простейшие навыки, действия в певческом
и музыкально-ритмическом
Рассмотрим важнейшие
возрастные показатели музыкального развития.
В период от рождения до 7 лет ребенок
проходит огромный путь развития и
изменения, сравнимый по интенсивности
и насыщенности с целой эволюционной
эпохой. Средний - старший дошкольный
возраст характеризуется
Голос в этом возрасте приобретает звонкость и подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. В музыкально-ритмической деятельности появляется много нового: ребенок достаточно подвижен, владеет основными движениями, достаточно скоординирован.
В этом возрасте уже проявляются индивидуальные склонности и предпочтения к той или иной музыкально-исполнительской деятельности, однако можно отметить, что все без исключения дошкольники 5 - 6 - 7 лет достаточно развиты для того, чтобы самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных средствах. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального произведения, однако способен и к аналитической деятельности, что говорит о высокой степени развития музыкальных способностей.(35)
О.П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О.П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления.
В воспитании и развитии
дошкольника значительная роль принадлежит
звуковым ориентировкам -- способности
слышать звуки, соотносить их с источником,
различать их по тону, тембру, окраске,
сравнивать одни звуки с другими
и т. д. Очень важно воспитать
у детей способность
Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста