Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:51, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 - 6 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:
1. определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
2. выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
3. разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
4. предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема
1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий
2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников
2.2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ
2.3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение №1
Нельзя отрицать значения природных задатков в восприятии музыкальных звуков, способности отражать их в песне, мелодии, слове, однако задатки совершенствуются и превращаются в подлинные способности лишь в процессе целенаправленного руководства.(35)
При развитии слуховых ориентировок
прежде всего необходимо обратить внимание
на богатство слуховых впечатлений.
Мир, окружающий ребенка, наполнен разнообразными
звуками различной силы, длительности,
окраски. Явления природы сопровождаются
мелодическими звуками и
Значительное время на музыкальном занятии отводится на слушание-восприятие, накопление слухового опыта. Содержание этой деятельности чрезвычайно благоприятно для сенсорного развития.(35)
Таким образом, ребенок
дошкольного возраста при активном
участии в музыкально-
· В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
· В области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
· В области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.
· В области исполнительской
деятельности - от действий по показу,
подражанию к самостоятельным
1.3 Формы организации
детской музыкальной
В музыкальном искусстве XX века революционный
процесс обновления содержания и
формы (тематики, выразительных средств
и методов музыкально-
Многие педагогические технологии направлены на развитие творчества детей при помощи именно синтеза искусств в полисенсорном режиме преподавания и могут применяться не только на занятиях по музыке в детском саду, но и в школах искусств, в дополнительном образовании. В этом универсализм программы (Слатёнина В.А., Подымовой Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997) (42)
Главным направлением, стратегией содержания
воспитательного процесса является
достижение цели-результата: воспитание
целостной, гармоничной, талантливой,
креативной личности ребенка. Это достигается
благодаря используемому
Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности. Художественная деятельность предполагает восприятие и создание предметов искусства. Поэтому различаются деятельность восприятия, исполнительство и творчество. (42)
Деятельность эстетического
Исполнительская деятельность - это
воспроизведение усвоенной
Пение имеет в жизни ребенка
огромное значение. Голос - это первый
универсальный музыкальный
Музыкально-ритмические
Игра на детских музыкальных инструментах - также исполнительский вид деятельности, ставящий перед собой задачи развития у детей восприятия музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах и обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью.
Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие. (48)
По мнению Н.А. Ветлугиной, обучение
музыке следует рассматривать как
результат качественного
Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и ее учеников (И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.(20)
Музыкальные занятия имеют свою
специфику. Они отличаются от других
занятий прежде всего своей структурой.
В нее входят сразу несколько
видов музыкальной
Музыкальные занятия содействуют
воспитанию многих положительных качеств
личности ребенка. Они объединяют детей
общими эстетическими переживаниями,
совместными действиями, учат культуре
поведения, способствуют формированию
основ музыкальной культуры.(
Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Последовательность видов деятельности в занятии может быть различной. Т.е. структура музыкального занятия должна быть вариативной. Ее эффективность зависит от: а) содержания учебного материала; б) учебных целей и задач; в) методов обучения; г) возрастных и индивидуальных особенностей детей; д) от активности педагога и его профессиональных качеств и, в первую очередь, умения наладить контакт с детьми.
В зависимости от количества детей, объединяющихся на занятии, выделяются фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу), занятия с подгруппами детей (по 4--7 чел.), индивидуальные. (14)
В зависимости от содержания занятий и тех учебных и воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются на: традиционные, доминантные, тематические, комплексные. На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфические.
Доминантные, тематические и комплексные
занятия стали широко внедряться
в практику лишь в последние годы.
До этого основная часть педагогов-практиков
ограничивалась применением лишь так
называемого традиционного
Содержание музыкального воспитания
предусматривает воспитание у детей
восприимчивости, интереса, любви к
музыке, развитие эмоциональной отзывчивости
на нее, приобщение их к разнообразным
видам музыкальной
Восприятие музыки сложный процесс,
требующий от человека внимания, памяти,
развитого мышления, разнообразных
знаний. Всего этого у дошкольников
пока нет. Поэтому необходимо научить
ребенка разбираться в
Именно с этой целью применяют
музыкально-дидактические
Виды самостоятельной
Основное назначение музыкально-дидактических
игр и пособий - формирование у
детей музыкальный
Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста