Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2015 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслуживать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользуемся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пуговицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку.

Содержание работы

Основные положения 3
Теоретическое обоснование проблемы 5
Целевая аудитория 8
Описание проектируемого продукта 11
Организационно-методическое обеспечение проекта 12
Реализация проекта 16
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

ВКР (2).docx

— 480.85 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

ГБОУ ВО МГПУ

Педагогический колледж «Марьина роща»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

(ПРОЕКТ)

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Князева Екатерина                    Анатольевна

Группа: СД-41

Специальность: 0507010

«Специальное дошкольное образование»

Руководитель: Столярова Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

 

Содержание

 

Основные положения                                                                                             3

Теоретическое обоснование проблемы                                                                5

Целевая аудитория                                                                                                   8

Описание проектируемого продукта                                                                   11

Организационно-методическое обеспечение проекта                                      12

Реализация проекта                                                                                               16

Заключение                                                                                                            23

Литература                                                                                                             25

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения

 

Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслуживать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользуемся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пуговицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку. Оно знаменует собой большой шаг на пути к независимости.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Для большинства детей с проблемами в развитии наиболее значимыми являются не учебные навыки, а овладение культурно-гигиеническими навыками и самообслуживания, которые имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Формирования навыков самообслуживания у детей предполагает: освоение навыков приёма пищи; раздевания и одевания; гигиены тела и опрятности.

Освоение навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков тесно связано с формированием мелкой и общей моторики. К самым важным навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. Для успешного овладения данными навыками  ребенок  должен обладать определённым уровне развития зрения, слуха, мышления, внимания и др. Однако, дети с задержкой психического развития, в силу особенностей физического и психического развития имеют специфические особенности овладения простыми практическими навыками связанными с культурно-гигиеническими навыками и самообслуживанием, что требует специально организованных условий, т.к. эти навыки являются базой для формирования жизненно важных компетенций.

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.

Цель: создание проекта и апробация комплекса мероприятий, направленного на  развитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживания.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Разработать комплекс мероприятий направленных на развитие самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Апробировать в работе с детьми четырех-пяти лет, имеющих задержку психического развития.

Методы:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Проектирование психолого-педагогической деятельности;
  • Наблюдение за деятельностью детей;
  • Моделирование педагогической деятельности.

Теоретическое обоснование проблемы

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д.

То же относиться и к детям, имеющим задержку психического развития. Услышав от врача этот диагноз, родители зачастую впадают в шок и начинают опекать своих детей вдвое больше, и в первую очередь не дают ребенку быть самостоятельным. В такие моменты родители просто не понимают, какую важную роль в развитии ребенка, не важно, здорового, или имеющего какие-либо проблемы со здоровьем, играет такой полезный навык как самообслуживание. [5]

Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. [8] Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных моментов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Многие известные педагоги, такие как Р. С. Буре, В. Г. Нечаева, Г. Н. Година и другие, неоднократно отмечали, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. [14]

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития. Проблемой формирования навыков самообслуживания у дошкольников с занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. В 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. А так же: Е.А. Кинаш, Е.В. Моржина, А.А. Мифтвахова, С. Паустовская, Е.Т. Смирнова, Н. Чулкова, Т. Яковец и др. Все они пришли к выводу о том, что труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия..[13] Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.[4]

Особая роль в воспитании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при  этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Накорми куклу», «Умой куклу» и т.п.). [29]

В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности,  настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, и т.д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.[21]

Воспитатель следит за тем, что бы дети съедали положенную порцию, и приучает их есть культурно. Детей нужно приучать брать понемногу, есть не торопясь, тщательно пережевывая пищу. Если ребенок не умеет пользоваться столовым прибором, обучая его, следует разрешать держать ложку и вилку как ему удобно. Когда дети научаться есть без помощи взрослых, педагог показывает как правильно держать вилку  и ложку.[17]

Формирование навыков самообслуживания осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятиях, в повседневном общении, в играх и т.д. [2]

 Формирование навыков - процесс длительный, одни и те же задачи этой работы могут многократно повторяться. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними.

 

 

Целевая аудитория

 

Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.). [3]

 

 Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. [17]

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.[23]

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две основные формы задержки психического развития: 1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.[10]

С.С. Мнухин (1968) предлагал определять подобные состояния термином «резидуальная церебрастения с западением школьных навыков».

К.С. Лебединской (1982), исходя из этиологического принципа, было описано 4 основных варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.[1]

Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщённые определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счёт). [15]

ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врождённых или рано приобретённых нарушениях зрения, слуха, речи (алалия), при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре соответствующих нарушений развития. [25]

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). [19]

Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. [9]

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости. [7]

Информация о работе Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития