Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель моей работы - привить читателю интерес к данной теме в надежде заинтересовать. В ходе выполнения работы мною просмотрены ряд литографий ведущих специалистов в данной области, а так же энциклопедические издания, словари, книги, периодические издания, использованы интернет-сайты. Работа включает несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной теме физического воспитания.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Физическая культура эпохи Возрождения. ……………………. 5
1.1.Появление общественно-экономических предпосылок на развитие физического воспитания в эпоху Возрождения…………………………… 5
1.2.Влияние идейных течений: гуманизма и Реформации на физическую культуру эпохи Возрождения……………………………………………….. 6
Глава 2. Начало физического воспитания в учебных заведениях……… 8
2.1. Появление гуманистических идей эпохи Возрождения…………… 8
2.2. Прогрессивные идеи физического воспитания педагогов-гуманистов…10
Глава 3. Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании……12
3.1. Принципы и педагогические взгляды гуманистов и социалистов- утопистов…………………………………………… 12
3.2. Влияние и роль представителей западноевропейского Возрождения
на развитие педагогических идей физического воспитания………………… 15
3.3. Я.А. Коменский о рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. ………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы………………………………………… 23
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Москва 2012
Содержание
1.2.Влияние идейных течений:
Глава 2. Начало физического воспитания в учебных заведениях……… 8
2.1. Появление гуманистических
2.2. Прогрессивные идеи
Глава 3. Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании……12
3.1. Принципы и педагогические взгляды
гуманистов и социалистов- утопистов………………………………………………………
3.2. Влияние и роль представителей западноевропейского Возрождения
на развитие педагогических идей физического воспитания………………… 15
3.3. Я.А. Коменский о рациональной системе
физических упражнений для повседневной
жизни и военной подготовки. …………………………………
19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
23
Актуальность темы исследования.
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения является интересным и актуальным, потому что именно в этот период в педагогике ставятся задачи воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами, обращается большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями.
Цель моей работы - привить читателю интерес к данной теме в надежде заинтересовать. В ходе выполнения работы мною просмотрены ряд литографий ведущих специалистов в данной области, а так же энциклопедические издания, словари, книги, периодические издания, использованы интернет-сайты. Работа включает несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной теме физического воспитания.
Педагогика и физическое воспитание прошли многовековой исторический путь. Физическое воспитание постепенно из суммы идей и концепций превратилось в науку, при этом часто утрачивались важные идеи, которые позже возрождались, но уже в ином обличье. Изучение истории педагогики и физического воспитания в частности - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку дает знания о генезисе теории и практики физического воспитания и образования, содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
.
Обращение к истории развития физического воспитания помогает освоить современную науку о физическом воспитании, дает самоценные и самодостаточные знания о человеке и обществе. История физического воспитания и обучения высвечивает истоки всемирного педагогического процесса
Объект исследования - физическое воспитание в эпоху Возрождения.
Предмет исследования - развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения.
Гипотеза исследования заключается в том, что физическое воспитание не играло значительной роли в эпоху Возрождения, так как не было включено в школьную программу.
Цель работы - определить особенности развития физического воспитания в эпоху Возрождения.
Задачи работы:
-рассмотреть особенности развития физической культуры и физического воспитания в эпоху Возрождения;
-рассмотреть и
-проанализировать роль гуманистов и социалистов-утопистов в развитии физического воспитания в эпоху Возрождения;
- проанализировать влияние
и роль представителей
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 11 источников, списка 4 интернет-источников.
Глава 1 .Физическая культура эпохи Возрождения
1.1.Появление общественно-экономических предпосылок на развитие физического воспитания в эпоху Возрождения.
XIV -XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного класса- буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её рассвета, способствовала бурному развитию искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры. В эту эпоху бурно развивается международная торговля, все большее значения приобретают города. Наступает период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. Связанное с этими явлениями новое мировоззрение Возрождения служило потребностям и интересам складывавшейся в класс буржуазии, выражало ее взгляды. Его идеалом был "гомо универсале" - всесторонне развитый человек, продукт того "исторического момента", когда основанные на разделении труда материальные условия способствовали появлению личности в современном смысле слова, широкому развитию ее способностей и связей между людьми. [1, стр73-74] С точки зрения истории физической культуры и спорта эпоха Возрождения замечательна тем, что в ее условиях оформился интерес к организованной системе физической подготовки в педагогике. Новый канон физической культуры, отвергая карикатурный аскетизм средневековья, опирался на идеи античности.
1.2.Влияние идейных течений:
Однако обращение в древность было лишь отрицанием отрицания, началом нового пути и на новой почве. В формировании сложившейся под воздействием этих общественно-экономических факторов физической культуры эпохи Возрождения участвовали два тесно взаимосвязанных идейных
течения: гуманизм и Реформация.[3,
стр.108]
Гуманизм вместо теологической
культуры средневековья ориентировался
на культуру, педагогику, систему ценностей
и нормы поведения, в центре которых находился
человек. Сюда относились обучение дворянской
и буржуазной молодежи классическому
искусству, музыке, литературе; усвоение
модных естественнонаучных знаний; знание
военного дела; увлечение красотами природы;
определенные навыки в охоте, играх, танцах,
соревнованиях - словом, формирование
таких потребностей и такого подхода,
когда для подрастающего поколения "ничто
человеческое не чуждо"[2, стр.44]
Реформация противопоставляла
иерархической, авторитарной вере религиозность,
основанную на индивидуальных восприятиях
и побудительных мотивах, создавая соответствующие
ей систему воспитания и образ жизни. Культура
гуманизма, в центре которой находился
человек, в немалой мере подготовила появление
религиозной культуры, вызванной к жизни
Реформацией. Хотя Реформация противостояла
светскому взгляду гуманистов на жизнь,
однако в требовании восстановить былую
чистоту религии она отрицала главный
институт идеологии феодализма - папство.
Вытекающие из этого общие черты подкрепляли
друг друга и в области физической культуры.
Конкретно говоря, Реформация - в том числе
и в плане
физической культуры - способствовала расширению, по существу
аристократической социальной сферы гуманизма, его демократизации и обретению им национального характера. [10, стр.67-68]
Таким образом, главные
течения эпохи Реформации отчасти способствовали
дальнейшей "гуманизации" физической
культуры, однако они не были созвучны
генеральному направлению ее развития.
Наиболее видные представители реформизма
признавали роль физической культуры,
которую она играла в борьбе против "инертности",
в области военной подготовки, ее оздоровительную
роль.
Глава 2. Начало физического воспитания в учебных заведениях.
2.1. Появление гуманистических идей эпохи Возрождения.
Прекрасной страницей в истории педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности. [3, стр.10-11]
Косвенное влияние идейного течения гуманизма на концепцию физического воспитания в западноевропейских школах даже во второй половине XVI века прослеживается лишь в виде мозаики чрезвычайно противоречивых сведений. [9, стр.34]
Закрытая по своему характеру аристократическая практика гуманистической педагогики уже не отвечала требованиям экономического и общественного развития. Реформация, разделившая с точки зрения целей существовавшую единую систему воспитания на две части, смогла лишь на время обеспечить с помощью средств, предоставленных ей гуманизмом, единство этой системы. Однако к концу века с ослаблением влияния гуманизма исчез и этот объединяющий фактор. Католическая и протестантская системы обучения полностью отделились друг от друга. В соответствии с новыми общественными потребностями сложился новый тип школ - коллегии, готовившие молодежь к церковной и светской карьере. [3, стр.37]
В интересах воспитания выходцев из
средних и высших дворян окрепший
феодально-абсолютистский строй создал
дворянские академии.
В школах нового типа - коллегиях, порвали
с принципами воспитания, лежавшими в
основе средневековой системы обучения
и отрицавшими физическую культуру. Раз
в неделю учащимся предоставлялся один
рекреационный, свободный, день, который
использовался для прогулок, сопровождаемых
играми. Однако вопросы охраны здоровья
и физической активности оставались частным
делом учащихся. Они лишь частично регулировались
действовавшими в учебных заведениях
правилами поведения, ограничивавшими
грубые привычки. Занятия, носившие ярко
выраженный характер физических упражнений,
- фехтование, верховая езда, танцы, - фигурировали
только в учебных программах дворянских
академий. [9,стр.142]
Очень мало делалось для осуществления
мечты мыслителей эпохи Возрождения- создания
"Универсального человека". В условиях
абсолютизма школьное обучение и в области
физического воспитания не соответствовало
теоретически уже разработанным требованиям
провести реформу. Вопрос о воспитании
в целях ведения здорового образа жизни
отошел на задний план в учебных заведениях
за исключением тех, которые предназначались
для элиты. Физические упражнения и игры
во многих местах попали в список занятий,
запрещенных школьным распорядком. Идеалом
эпохи остался античный герой, украшенный
христианскими и светскими добродетелями.
В системе подготовки господствовала
формальная педантичность. Иными словами,
в учебных и воспитательных учреждениях
занимались главным образом отвлеченными
теоретическими вопросами, а в дворянских
академиях - "физическими формальностями"[6,
стр.54]
Информация о работе Развитие педагогических идей физического воспитания в Эпоху Возрождения