Развитие педагогических идей физического воспитания в Эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - привить читателю интерес к данной теме в надежде заинтересовать. В ходе выполнения работы мною просмотрены ряд литографий ведущих специалистов в данной области, а так же энциклопедические издания, словари, книги, периодические издания, использованы интернет-сайты. Работа включает несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной теме физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Физическая культура эпохи Возрождения. ……………………. 5
1.1.Появление общественно-экономических предпосылок на развитие физического воспитания в эпоху Возрождения…………………………… 5
1.2.Влияние идейных течений: гуманизма и Реформации на физическую культуру эпохи Возрождения……………………………………………….. 6
Глава 2. Начало физического воспитания в учебных заведениях……… 8
2.1. Появление гуманистических идей эпохи Возрождения…………… 8
2.2. Прогрессивные идеи физического воспитания педагогов-гуманистов…10
Глава 3. Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании……12
3.1. Принципы и педагогические взгляды гуманистов и социалистов- утопистов…………………………………………… 12
3.2. Влияние и роль представителей западноевропейского Возрождения
на развитие педагогических идей физического воспитания………………… 15
3.3. Я.А. Коменский о рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. ………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                           10

 
     Из критических высказываний того времени явствует, что школьная

практика отвергала не только "мир  опыта", но и мир "чистого разума"[11,стр.248]. Все это имело место тогда, когда мыслители эпохи Возрождения уже наметили общие черты воспитания человека с целью подготовить его к более разносторонней и богатой жизни.

   Таким образом, с появлением  коллегий-  школ нового типа, физическая  культура и физическое воспитание  стали оказывать влияние на  общую систему образования.

2.2. Прогрессивные идеи физического  воспитания педагогов-гуманистов.

 Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.

 И. Камерариус издал свои  диалоги, в которых обсуждаются  основы физического воспитания  как учебного предмета. В философских  системах Бэкона (1561-1626) и Декарта  (1596-1650) уже были сформулированы тезисы о процессе человеческого познания.[1, стр. 163-164] 
В среде педагогов, мучимых противоречиями между идеей просвещенности, вытекавшей из общественных требований того времени, и учебной практикой, начался процесс поисков путей выхода из создавшегося положения.[11] Опыт воспитательной деятельности и жизненная концепция, выходившая за рамки сословных ограничений, привели к пониманию того, что каждого человека, переживающего период роста, независимо от пола, происхождения и материального положения необходимо готовить к жизни с помощью разностороннего воспитания. Они считали, что благодаря

 

 

                                                11

 

сформировавшимся таким образом "просвещенным личностям" можно  разрешить и общественные проблемы. Из числа сторонников этих идей, во многом близких к утопизму, вышли  те преподаватели и учителя,

которые провозгласили "усвоение знаний, служащих охране физического здоровья" в качестве органической составной  части общего образования. В перспективе  же они заложили основы теории физического  воспитания, взятого в его буржуазном понимании .[4, стр. 62-63]

     Таким образом, с  появлением школ нового типа - коллегий и под влиянием прогрессивных  идей физического воспитания  педагогов-гуманистов физическое  воспитание становится органической  частью общего образования.

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               12

 

Глава 3.Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании.

3.1. Принципы и педагогические взгляды гуманистов и социалистов-утопистов.

    В эпоху Возрождения появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) - итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) - английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) - итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) - итальянский врач; Ф. Рабле(1483-1553) - французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) - бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) - английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист и др.[14] Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадали, и если их обобщить, то они сводятся к следующему: 
1. Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма. 
2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности), в педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека. 
3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию. 
4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием. 
5. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.

                                                            13

 

Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии. [5, стр.375] 
И. Меркуриалис - автор первого учебного пособия по физическому воспитанию "Об искусстве гимнастики". Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области. 
С именем чешского гуманиста Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе "Великая дидактика" он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: "... сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни".[4, стр. 417] В одном из наиболее известных трудов Коменского "Мир чувственных вещей в картинках" есть такие разделы, как "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом", "Бег наперегонки", "Детские игры". [4,стр.421] 
Для физического воспитания эпохи феодализма характерно: 
1. На физическое воспитание оказали влияние различные религиозные направления, которые в целом негативно относились к нему. 
2. В период феодализма народные массы продолжали развивать свою систему физического воспитания, основанную на местных обычаях.

                                                                                                                    

                                                       14     

3.Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания. 
4. В период Возрождения появляются теоретические обобщения, прогрессивные идеи, выразителями которых были гуманисты, социалисты-утописты, педагоги, врачи. 
5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим учебного дня школы.

В средневековой Европе, за исключением  рыцарских крепостей, только в швейцарских  кантонах, у гуситов, а также в  цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и  она в основном состояла из проводившихся  от случая к случаю военизированных  испытаний и игр. В подавляющем  большинстве школ считали, исходя из догмы первородного греха, что в  этих испытаниях и играх заключено  «дело дьявола», детское легкомыслие, раздражение взрослых и зло. В  конечном счете желание и эмоции детей противопоставили их жизненным  потребностям. До тех пор пока над  педагогикой безраздельно господствовали идеи аскетизма средних веков, это  противоречие проявлялось только в  жизни детей или их взаимоотношениях с педагогами, а для подавления детской тяги к играм и движению достаточно было телесных наказаний.[12] Однако в эпоху Возрождения все это приобрело общественное звучание. Под влиянием Великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену выступил идеал формирования всесторонне развитой личности, которое самые прогрессивные представители той эпохи не мыслили вне борьбы за ослабление цеховых, сословных и церковных пут. [11, стр. 106]                                     Таким образом, принципы и педагогические взгляды гуманистов и социалистов-утопистов повлияли на становление физического воспитания как раздела педагогики.

                                                       15

    3.2. Влияние и роль представителей западноевропейского Возрождения на развитие педагогических идей физического воспитания.

     Новые методы ведения войны требовали и солдат нового типа, более стойких и маневренных. Поражение тактики рыцарских сражений означало одновременно и крах идеала рыцарского воспитания. Врачи обнаружили, что свободно двигающийся человек здоровее прикованного к своему стулу ремесленника или монаха, переписывающего кодексы. Выдающаяся просветительская роль в этом плане выпала на долю итальянского врача Иеронима Меркуриалиса, писавшего во введении к своему главному труду об искусстве гимнастики: «...более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья... В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье — правильное питание и соответствующие физические упражнения» [8, стр.256]

Упомянутые выше обстоятельства позволили  организованной системе физической подготовки вновь завоевать право  гражданства в педагогике. Видимо, нельзя считать случайным и тот  факт, что впервые вопрос об этом был поднят педагогами-гуманистами, врачами и священниками итальянских  городов.         Наиболее известными из них были: Пьер Паоло Верджерио (1349—1428), воспитатель семьи коррарских герцогов; Гварино де Верона (1374—1460), воспитатель семьи д'Эсте, основатель Феррарского университета; Витторино да Фелтре (1398—1466), который в летней резиденции мантуанского маркграфа создал «Дом игр»; Энеа Сильвио Пикколомини  (1405—1464), ставший позже папой Пием II; Мефео Веджио

 

                                                           16

(1406—1458), врач; Джакопо Садолетти  (1477—1547), кардинал; Иероним Меркуриалис(1530—1606),                                                                                врач и историк физического воспитания, а также Томмазо Кампанелла(1568—1639), монах доминиканского ордена, известный своим утопическим учением. Из представителей других стран можно упомянуть Аршанжа Туккаро (1536—1616), придворного воспитателя венских и парижских королей, автора диалога об акробатических движениях. За ними шли многие выдающиеся представители западноевропейского Возрождения: голландец Эразм Роттердамский (1469—1536); испанец по происхождению, живший в Англии Хуан Луис Вивес (1492—1540); английский утопист Томас Мор (1478—1535); французы Франсуа Рабле (1483—1553) и Мишель Монтень (1533—1592); немец Иохим Камерариус, который в работе «Диалог о гимнасиях», изданной в 1541 году в Лейпциге, сделал первый набросок основ физического воспитания как учебного предмета. [10, стр.54-55]

Их принципы и цели отличались друг от друга по крайней мере настолько  же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль во многом совпадали:

а) они отвергали отношение к  телу как к тюрьме души;

б) в их теории воспитания наряду с  бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами определенная роль отводилась также различным играм, среди  которых были лапта, кегли и т. д. На уроках танцев они стремились привить ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;

в) они воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;

г) под влиянием их деятельности в  педагогике вновь получили права  гражданства эстетический идеал  гармонически развитого человека и  роль физического воспитания как  средства охраны здоровья;

                                                     17                                                                                        

 

д) они пришли к пониманию необходимости  использовать в физической

подготовке силы и средства вольной  природы, не только пользы плавания и 

пеших походов для физической закалки, но и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они признали взаимосвязь между  физическими и духовными усилиями человека;

ж) по примеру древних, они отводили воспитательную роль детским играм  и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка. Они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов  в жизни человека, а также не в последнюю очередь на необходимость  своевременно компенсировать вредное  влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы. Они создали принципиальные условия для того, чтобы движение, игра, состязание вновь заняли подобающее им место в педагогике.[4, стр.112]

В  эпоху Средневековья  на детей смотрели как на маленьких  взрослых, игнорируя возрастные особенности  их анатомо-физиологического и психического развития. Поэтому принципиально  важным было предложение учитывать  эти отличительные черты детей  при их физическом воспитании.

Однако, несмотря на всю великолепную интуицию, они могли оказать благодаря  своим принципам лишь частичное  влияние на практику воспитания, прежде всего в отношении формирования правил жизни.

В большинстве же учебных заведений  по-прежнему господствовали концепций  церковных кругов, выступавших против физической культуры. Их успеху в значительной мере препятствовало то, что со своими идеями культа человека эпохи Возрождения  они опередили свое время. Они  отдавали предпочтение воспитанию в  семье по сравнению со школьным воспитанием.

                                                         

                                                            18

 

В большинстве своем они не были педагогами-практиками и, за исключением  Мора и Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые  были характерны для аристократии или  городской верхушки.[15]

Английский  мыслитель-гуманист Томас  Мор (1478—1535)-был первым провозвестником  педагогических идей раннего утопического социализма. Томас Мор придавал большое   значение воспитанию. Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли.

Информация о работе Развитие педагогических идей физического воспитания в Эпоху Возрождения