Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:47, творческая работа

Описание работы

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Развитие познавательной активности детей через экспериментально.docx

— 33.70 Кб (Скачать файл)

Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую  деятельность  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ

ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

ГЛАВА 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

Детство – пора поисков  ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает  познавательная деятельность, которая  представляет собой не только процесс  усвоения знаний, умений, навыков, но, главным  образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как  можно раньше научить ребенка  читать, считать. Однако важнее развить  у него мышление, внимание, речь, пробудить  интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Результаты современных  психологических и педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков, В.В.Запорожец, Г.И.Щукина, И.Д.Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.

Известно, что ознакомление с каким–нибудь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Однако на практике мы сталкиваемся с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно – действенное и наглядно - образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует  этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в  первые три года – практически  единственным способом познания мира. Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них  недостаточно раскрыто содержание умений, навыков, способов познания и опыта  творческой деятельности детей по экспериментированию.

Поэтому, целью моей работы является развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и  явления, устанавливать простые  связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления  о мире.

Цель определила следующие  задачи:

- расширять представления  детей об окружающем мире через  знакомство с основными физическими  свойствами и явлениями; 

- развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать,  пользоваться речью– доказательством;

- обеспечивать освоение  культурных основополагающих форм  упорядочения опыта (причинно-следственные, рядо-видовые);

- обеспечить переход от  предметно-практического действия  к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- вовлекать родителей  в совместную деятельность по  экспериментированию. 

Работа поданной теме проводилась  поэтапно:

1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.

2. Основной – проведение  работы с детьми в совместной  деятельности с воспитателем; консультативно  – педагогическая работа с  педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания, привлечение  родителей к выполнению домашних  заданий. 

3. Заключительный – анализ  результатов работы, рекомендации  родителям. 

В процессе работы, в зависимости  от этапа, использовались следующие  методы:

- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;

- практический: непосредственные  действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование  проблемы

Познавательная экспериментальная  деятельность идет от самого ребенка  с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. Из утверждений академика Н.Н.Подьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.

Ребенку–дошкольнику по природе  присуща ориентация на познание окружающего  мира и экспериментирование с  объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится  не только рассмотреть предмет, но и  потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п. – удержать его  практически невозможно, без этого  он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все  остальные функции взрослым. Специфическое  мышление детей, основанное на обследовании объектов, названо ручным. Этим термином пользовались И.П.Павлов и Л.С.Выготский, позже он был заменен термином «действенное мышление». Бесспорно, что чувственное познание окружающего мира имеет исключительное значение в развитии и воспитании ребенка и для него должны быть созданы условия.

Чувственное и рациональное познание следует рассматривать  как разные стороны единого процесса познания ребенком окружающего мира. Б.Г.Ананьев справедливо отмечал, что «проблема взаимосвязи чувственного и логического, ощущения и мышления будет являться одной из центральных  проблем». Все это как нельзя лучше  сочетается в таком виде деятельности как экспериментирование. В 1990 году профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддьяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Для обоснования этого вывода им приводятся доказательства: · Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых, игре надо учить.

В деятельности же экспериментирования  ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью  более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми. · В  процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые  стороны и свойства объекта, а  новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более  сложные и совершенные преобразования.

· Некоторые дети не любят  играть, они предпочитают заниматься другим делом. При лишении же возможности  знакомиться с окружаемым миром  путем экспериментирования психическое  развитие ребенка затормаживается.

· Наконец, фундаментальным  доказательством является тот факт, что экспериментирование пронизывает  все сферы детской жизни, в  том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже экспериментирования.

Эта идея не всеми была понята и принята. Слишком устойчивым было представление о том, что ведущим  видом деятельности дошкольника  является игра. Однако при ближайшем  рассмотрении становится ясным, что  между этими двумя взглядами  нет противоречия. Игра – это  обширное понятие. В него входит манипуляция  ребенка погремушкой и игра в  хоккей, изготовление песочных пирожков и шахматный матч. Таким образом, можно утверждать, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

В дошкольном воспитании экспериментирование  является тем методом обучения, который  позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Исходной формой экспериментирования, из которой  развились все остальные, которая  возникает в раннем возрасте, является манипулирование предметами. В последующие два–три года манипулирование усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую–то систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные признаки и связи, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментальной деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском  саду заключается в том, что: ·  Дети получают реальные представления  о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает  необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения  и классификации.

· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

· Происходит накопление фонда  умственных приемов и операций, которые  рассматриваются как умственные умения.

· Детское экспериментирование  важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие  – либо предметы и явления для  достижения определенного результата.

· В процессе экспериментальной  деятельности развивается эмоциональная  сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется  здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Как доказал Н.Н.Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Однако долгое время все это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины. И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход лежит в основе авторитарной педагогики.

В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой  ребенок все может делать самостоятельно. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а  многоуровневый эксперимент: · физический: учится управлять своим телом  и отдельными органами;

· природоведческий: знакомится с миром, со свойствами объектов и  причинно- следственными связями;

· социальный: запоминает особенности  каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

· познавательный: тренирует  мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции; · лингвистический: играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента;

· поведенческий: моделирует свое поведение в различных ситуациях.

Метод детского экспериментирования  не труден, он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого  в подавляющем большинстве случаев  даже не требуется специального оборудования. Наблюдения проводились за объектами  живой и неживой природы. Гораздо  сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети делали правильно. И тот вариант, что у ребенка ничего не получилось, кажется им совершенно неприемлемым. Как ни странно, но эффективному использованию  метода детского экспериментирования  мешает и позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Педагоги привыкли много говорить. Но в дошкольном возрасте мышление всё-таки является наглядно-действенным  и наглядно- образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Информация о работе Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность