Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития произвольного внимания учащихся начальной школы в процессе учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологическую сущность внимания, его свойства и виды;
2. Проанализировать психологические теории внимания;
3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников
4. Подобрать методики по диагностике и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Основные теоретические вопросы, проблемы произвольного внимания младших школьников...................................................................7
1.1 Понятие о внимании, его критерии........................................................7
1.2 психологические теории внимания........................................................8
1.3. Особенности произвольного внимания младших школьников. Формирование произвольного внимания в процессе учебной деятельности...................................................................................................10
Глава 2 Методики диагностики и развития произвольного внимания младших школьников.....................................................................................................11
2.1 Параметры и методики исследования......................................................11
2.2 Результаты исследования............................................................................13
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы..............................................................................................17
Министерство образования и науки образованию РФ
ФГБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Педагогический институт
Кафедра психологии детства
Курсовая работа
Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе учебной деятельности
Автор работы: студентка 4 курса
Улан – Удэ
2012
Содержание
Введение......................
Глава 1 Основные теоретические
вопросы, проблемы произвольного внимания
младших школьников............
1.1 Понятие о внимании, его критерии..................
1.2 психологические теории
1.3. Особенности произвольного внимания
младших школьников. Формирование произвольного
внимания в процессе учебной деятельности..................
Глава 2 Методики диагностики и развития
произвольного внимания младших школьников....................
2.1 Параметры и методики исследования..................
2.2 Результаты исследования..................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение
Введение
Психика человека отражает окружающий нас мир, предметы и явления которого воздействуют на мозг через органы чувств. Отражение проявляется в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях. Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степенью внимания.
По определению, данному
в словаре "Психология" "внимание
- это сосредоточенность
Произвольное внимание
обусловлено социальными
В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.
Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связано это с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, его устойчивость.
Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Ошибки "по невниманию" в письменных работах и во время чтения -- самые обидные для детей.
Такая ситуация побуждает психологов активно разрабатывать и применять методики по развитию высших форм внимания младших школьников, использовать разные психологические игры.
Психология внимания - одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались выдающиеся отечественные психологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие.
Цель работы - изучить особенности развития произвольного внимания учащихся начальной школы в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – процесс развития внимания младших школьников.
Предмет работы - произвольное внимание учащихся начальной школы.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что Очень большую роль в успешной учебной деятельности младшего школьника.
занимает произвольное внимание.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологическую сущность внимания, его свойства и виды;
2. Проанализировать психологические теории внимания;
3. Показать роль произвольного
внимания в учебной
4. Подобрать методики
по диагностике и развитию
произвольного внимания
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Методы:
Методики:
Исследование
проводилось в г. Улан-Удэ на базе
Средней Общеобразовательной
Глава 1. Основные теоретические вопросы, проблемы произвольного внимания младших школьников.
1.1 Понятие о внимании, его критерии.
В отечественной психологии, внимание, это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении. Направленность- это выбор деятельности. Под сосредоточенностью подразумевается углубление в данную деятельность. Направленность тесно связанно с сосредоточенностью.
Внимание возникает не только при восприятии предметов и явлений внешнего мира, но и во время размышлений. Наши психические процессы не могут быть полноценными без внимания. Внимание позволяет нам сознательно познавать окружающий мир. [22, 22]
Благодаря вниманию человек ярко и четко воспринимает материал. Чтобы запомнить этот материал, нужно приложить очень много внимания. [5]
Внимание может иметь так же негативный эффект на психическую деятельность человека. Оно может действовать против намерений человека, нарушая при этом его деятельность.
Деавтоматизация- это отрицательный факт внимания. Когда человек концентрирует свое внимание на составляющих автоматизированной деятельности, деавтоматизация разрушает его.
Следующий отрицательный эффект, это семантическое пресыщение. Суть в том, что при многократном прочтении одного и того же слова или повторение его про себя, в конце концов, оно теряет смысл для нас.
« Внимание- это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельность выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточения»- писал С. Л. Рубинштейн. [20, 39]
1.2 Психологические теории внимания.
В психологии во все времена существовали разные представления о том, что такое внимание. Рассмотрим самые важные, на наш взгляд , теории внимания.
В 1879 году немецкий врач, физиолог и психолог В. Вундт начал изучать сознание вместе с вниманием, так как внимание делает часть впечатлений сознания ясными и отчетливыми.
По мнению ученого, « внимание психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний» [20, 14]
Так же Вундт решил изучить объем внимания. Сколько объектов могут одновременно осознаваться человеком. Доля изучения Вундт использовал такой прибор, как тахитоскоп. Этот прибор предъявляет человеку набор символов ( букв). Ширма, которая закрывающая картинку поднимается на секунду и испытуемый должен зафиксировать столько символов сколько сможет.
По другому понимал феномен внимания доктор психологических наук, старший научный сотрудник Российской военно-медицинской академии, профессор кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина Маклаков А. Г.
Он выделял произвольное и непроизвольное внимание.
Он писал, что непроизвольное внимание- это самый простой вид внимания. Оно происходит не завися от сознания человека.
Произвольное внимание по его мнению главным образом управляется сознательно. Выбирая какую- либо деятельность, мы сосредотачиваем внимание на этой деятельности.
Так же Маклаков выделял свойства внимания: устойчивость, объем, отвлекательность.
Устойчивость- способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Объем- количество объектов, которое мы можем захватить с достаточной ясностью одновременно.
Отвлекательность- непроизвольное переключение внимания с одного объекта на другой.
1. 3 Особенности
произвольного внимания
Л. С. Выготский полагал,
что зачатки произвольного
У младших школьников произвольное внимание появляется с поставленной задачей учителя. Учителю очень важно поставить задачу на сосредоточение на определенном материале для того, чтобы организовать внимание младшего школьника.
В учебной деятельности младшего школьника часто встречается проблема рассеянности ребенка. Поэтому учителю нужно приложить не мало усилий, чтобы заинтересовать ребенка.
Учитель должен строить свой урок так, что бы ребенку было интересно. Выбирать те задания, которые будут заинтересовывать ребенка в процессе выполнения.
Произвольное внимание- один из главных факторов успеваемости. Если у ребенка с самого начала плохо сформировать произвольное внимание, то в дальнейшем ребенок будет плохо усваивать программу и в конечном итоге не будет успевать по тем или иным предметам.
Таким образом мы можем
сказать, что в каждом уроке формируется
свойства произвольного внимания.
В процессе чтения у ребенка формируется
устойчивость внимания, в математике
формируется объем и устойчивос
Глава 2 Методики диагностики и развития произвольного внимания младших школьников.
Цель исследования- установить уровень устойчивости внимания.
Эксперимент проводился в Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, СОШ № 42
Объект исследования- учащиеся начальной школы со 2 по 3 класс, в возрасте 8-10 лет, всего 35 человек.