Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности развития произвольного внимания учащихся начальной школы в процессе учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологическую сущность внимания, его свойства и виды;
2. Проанализировать психологические теории внимания;
3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников
4. Подобрать методики по диагностике и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Основные теоретические вопросы, проблемы произвольного внимания младших школьников...................................................................7
1.1 Понятие о внимании, его критерии........................................................7
1.2 психологические теории внимания........................................................8
1.3. Особенности произвольного внимания младших школьников. Формирование произвольного внимания в процессе учебной деятельности...................................................................................................10
Глава 2 Методики диагностики и развития произвольного внимания младших школьников.....................................................................................................11
2.1 Параметры и методики исследования......................................................11
2.2 Результаты исследования............................................................................13
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы..............................................................................................17

Файлы: 1 файл

Курсовая2 (3).doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования использовалась экспертная оценка, цель которой – выявление устойчивости внимания.

2.1 Информационные  карточки методик

Информационная  карточка

Название: Определение продуктивности и устойчивости внимания

Источник : Немов Р.С. Психология Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-176с.

Цель: Оценка распределения внимания младшего школьника

Ход эксперимент: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта. Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

Информационная  карточка

Название: : Кольца Ландольта

Источник: Немов Р.С. Психология Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-177с.

Цель- распределения внимания младшего школьника.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  диагностического исследования продуктивности и устойчивости внимания при помощи методики «Определение продуктивности и устойчивости внимания»

Для подтверждения  выдвинутой нами гипотизы что очень большую роль в успешном обучении занимает произвольное внимание, мы провели следующие исследования.

Мы выявили  продуктивность и устойчивость внимания.

Ученики с  высокопродуктивным вниманием имеют  бал от 0, 75 до 1, 25.

Ученики со среднепродуктивным вниманием имеют бал от 0, 50 до 0, 75.

Ученики с  низкопродуктивным вниманием имеют  бал от 0, 25 до 0, 50.

Ученики с очень низкопродуктивным вниманием имеют бал от 0,0 до 0, 25.

Анализируя  полученные данные мы получили результаты, которые представлены в виде графика [приложение 1]

Результаты  диагностического исследования распределения  внимания младших школьников при  помощи методики « Кольца Ландольта».

Мы выявили  уровень распределения внимания.

Ученики с  высокопродуктивным вниманием имеют  бал от 0, 75 до 1, 25.

Ученики со среднепродуктивным вниманием имеют бал от 0, 50 до 0, 75.

Ученики с  низкопродуктивным вниманием имеют  бал от 0, 25 до 0, 50.

Ученики с очень низкопродуктивным вниманием имеют бал от 0,0 до 0, 25.

Анализируя  полученные данные мы получили результаты, которые представлены в виде графика [приложение 2].

Заключение

Данная курсовая работа посвящена проблеме развития произвольного внимания младшего школьника в учебной деятельности.

Анализ психологической  литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий  успешности любой деятельности и  полноценного протекания психических  процессов. Были выделены свойства, виды, критерии наличия внимания. Произвольное внимание - это вид внимания, развитие которого обусловлено не биологическими, а социальными факторами. Младший школьный возраст очень сензитивен к развитию произвольного внимания, так как оно - необходимое условие формирования учебной деятельности. Под влиянием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в этом возрасте значительно лучше развито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников. Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших школьников часто возникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной для них работе. Свойства внимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия - использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смена видов деятельности. Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольным вниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития свойств внимания, психолог может применять игры и упражнения для коррекции внимания, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Воспитание  внимания школьника. - М. - Л., 1946.

2. Ахтамьянова И.И., Архипова  М.Л. Проблема формирования внимания  в разных видах деятельности //в  сб. Вопросы психологии познавательной  деятельности.- М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1984., с.86-96.

3. Возрастная и педагогическая  психология /под ред. М.В.Гамезо  и др. - М.: Просвещение, 1984.-256с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая  психология.-М.: Педагогика, 1991.

5. Гальперин П. Я.  К проблеме внимания // Доклады  АПН РСФСР, 1958, № 3, с.33-38

6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая  С. Л. Экспериментальное формирование  внимания. - М., 1974.

7. Гиппенрейтер Ю.Б.  Деятельность и внимание// А.Н.  Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. / Под ред. А.В. Запорожца  и др. Стр. 165-177.

8. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:Педагогика, 1972.-160с.;

9. Добрынин Н.Ф. Внимание  и его воспитание.- М., 1951.

10. Дормашев Ю.Б., Романов  В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.-352с.

11. Ермолаев О. Ю., Марютина  Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., Просвещение, 1987.

12. Как развивать внимание. - Донецк: Сталкер, 1997.-432с.

13. Леонтьев А.Н. Лекции  по общей психологии - М.: Смысл, 2005.

14. Лурия А.Р. Произвольное  внимание и его развитие. Лекции  по общей психологии.- М., 1964

15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.:Просвещение, 1977

16. Маpютина Г.М., Мешкова  Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств  внимания и успеваемости учащихся  вторых классов. // Вопросы психологии. 1988. N3. С.36-43.

17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 1976.

18. Немов Р.С. Психология  Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003..

19. Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми/под  ред. И.В.Дубровиной. -М.: Издательский  центр "Академия", 1999.-160с.

20. Психология: словарь  /под ред. А.В.Петровского и  М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 424с.

21. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б.  Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000.-

22. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.:Мой мир ГмБх, 2007.-236с.

23. Рубиншейн С.Л. Основы  общей психологии. - М., 1946.

24. Хрестоматия по вниманию / Под ред. Леонтьева А.Н. - М., МГУ, 1979.

25. Ушинский К.Д. Собрание  сочинений, т.8. М.: Изд-во АПН СССр, 1950. (с.319)

26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.10. М: Изд-во АПН СССР, 1950.

27. Черемошкина Л.В.  Развитие внимания детей: Популярное  пособие для педагогов. - Ярославль:  Академия развития, 1997.

28. Энциклопедия для  детей. Т.18. Человек. Ч.2. архитектура  души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Глав. ред. В.Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 640с.

29. Яковлева Е.Л. Развитие  внимания и памяти у школьника. - М.: Международная педагогическая  академия, 1995.

 

 

 

 




Информация о работе Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе учебной деятельности