Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития произвольного внимания учащихся начальной школы в процессе учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологическую сущность внимания, его свойства и виды;
2. Проанализировать психологические теории внимания;
3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников
4. Подобрать методики по диагностике и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Основные теоретические вопросы, проблемы произвольного внимания младших школьников...................................................................7
1.1 Понятие о внимании, его критерии........................................................7
1.2 психологические теории внимания........................................................8
1.3. Особенности произвольного внимания младших школьников. Формирование произвольного внимания в процессе учебной деятельности...................................................................................................10
Глава 2 Методики диагностики и развития произвольного внимания младших школьников.....................................................................................................11
2.1 Параметры и методики исследования......................................................11
2.2 Результаты исследования............................................................................13
Заключение.........................................................................................................15
Список литературы..............................................................................................17
В ходе исследования использовалась экспертная оценка, цель которой – выявление устойчивости внимания.
2.1 Информационные карточки методик
Информационная карточка
Источник : Немов Р.С. Психология Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-176с.
Цель: Оценка распределения внимания младшего школьника
Ход эксперимент: Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта. Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
Информационная карточка
Источник: Немов Р.С. Психология Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-177с.
Цель- распределения внимания младшего школьника.
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Данная курсовая работа посвящена проблеме развития произвольного внимания младшего школьника в учебной деятельности.
Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Были выделены свойства, виды, критерии наличия внимания. Произвольное внимание - это вид внимания, развитие которого обусловлено не биологическими, а социальными факторами. Младший школьный возраст очень сензитивен к развитию произвольного внимания, так как оно - необходимое условие формирования учебной деятельности. Под влиянием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в этом возрасте значительно лучше развито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников. Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших школьников часто возникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной для них работе. Свойства внимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия - использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смена видов деятельности. Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки проблем с произвольным вниманием у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития свойств внимания, психолог может применять игры и упражнения для коррекции внимания, создавая из них развивающие программы. Учитель также может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. - М. - Л., 1946.
2. Ахтамьянова И.И., Архипова
М.Л. Проблема формирования
3. Возрастная и педагогическая психология /под ред. М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991.
5. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с.33-38
6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая
С. Л. Экспериментальное
7. Гиппенрейтер Ю.Б.
Деятельность и внимание// А.Н.
Леонтьев и современная
8. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:Педагогика, 1972.-160с.;
9. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание.- М., 1951.
10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995.-352с.
11. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М., Просвещение, 1987.
12. Как развивать внимание. - Донецк: Сталкер, 1997.-432с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.: Смысл, 2005.
14. Лурия А.Р. Произвольное внимание и его развитие. Лекции по общей психологии.- М., 1964
15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.:Просвещение, 1977
16. Маpютина Г.М., Мешкова
Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств
внимания и успеваемости
17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника.- М.: Просвещение, 1976.
18. Немов Р.С. Психология Ч.3 -М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003..
19. Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми/
20. Психология: словарь /под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 424с.
21. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000.-
22. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.:Мой мир ГмБх, 2007.-236с.
23. Рубиншейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
24. Хрестоматия по вниманию / Под ред. Леонтьева А.Н. - М., МГУ, 1979.
25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. М.: Изд-во АПН СССр, 1950. (с.319)
26. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.10. М: Изд-во АПН СССР, 1950.
27. Черемошкина Л.В.
Развитие внимания детей:
28. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Глав. ред. В.Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 640с.
29. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьника. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.