Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 11:06, контрольная работа
Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ И
СОЗНАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ……….……..5
1.1.Развитие психики и возникновение сознания………………………….……5
1.2.Стадии развития психики……………………………………………….……7
1.3.Сознание как высшая форма человеческой психики………………….…..10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ…………………….….12
2.1.Основы психики: чувствительность и восприятие………………………..12
2.2. Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова…………………………….….….14
2.3. Развитие интеллекта, сознания и личности ………………………….…..16
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………..…19
3.1. Периодизация психического развития…………………………………..19
3.2.Этапы онтогенеза…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ И
СОЗНАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ……….……..5
1.1.Развитие
психики и возникновение
1.2.Стадии развития психики……………………………………………….……7
1.3.Сознание как высшая форма человеческой психики………………….…..10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ
ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ…………………….…
2.1.Основы психики:
чувствительность и восприятие…
2.2. Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова…………………………….….….14
2.3. Развитие
интеллекта, сознания и личности …………………………
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………..…19
3.1. Периодизация психического развития…………………………………..19
3.2.Этапы онтогенеза…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……30
Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.
В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продукта эволюции.
Психика – это свойство головного мозга, позволяющее животным и человеку отражать воздействия предметов и явления объективного мира. Развитие психических механизмов регуляции поведения живых существ проходило ряд этапов:
— чувствительность относительно отдельных свойств объектов в простейших организмах,
— восприятие целостных предметов в более сложных живых существ,
— практический интеллект высших животных,
— практичный и абстрактный интеллект как основа первоначальной сознательной психики у древнейшего человека,
— сознание и самосознание древнего человека,
— личность человека до нашей и нашей эры.
Эти этапы заключаются в процессах развития психики филогенеза и онтогенеза. Вышесказанное и подтверждает актуальность курсовой работы.
Одной из гипотез об эволюционном и историческом развитии психики является философская концепция французского философа и палеонтолога П. Тейяр де Шардена. Философ выделяет в процессе эволюции универсума четыре стадии – «преджизнь», «жизнь», «мысль» и «наджизнь». На «преджизненой» стадия планета Земля имеет врожденный потенциал преджизни и соответствующую ему массу элементарной психической, духовной энергии – «предсознания». На стадии «жизнь» формируется биосфера, которая распространяется на оболочке планеты в виде живой массы организованной материи - микроорганизмов и мегамолекул; последние разветвляется в виде дерева жизни.
Для стадии «мысли» характерно интенсивный рост сознания. Благодаря способности человека к рефлексии универсум сосредоточивается на себе, овладевает собой. Наряду с биосферой постепенно создается новый «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных, – ноосфера, на которой зарождается и развивается единый дух цивилизации.
Целью данной работы является изучение аспектов, связанных с развитием психики в процессе эволюции и сознания, как высшей формы психики. Исходя из поставленной цели, определим основные задачи, предстоящие рассмотреть и изучить в курсовой работе:
-Развитие психики и возникновение сознания,
-Стадии развития психики,
-Сознание как высшая форма человеческой психики,
-Основы психики: чувствительность и восприятие,
-Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова,
-Развитие интеллекта, сознания и личности,
-Периодизация психического развития,
-Этапы онтогенеза.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ И СОЗНАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ
1.1.Развитие психики и возникновение сознания
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.
Условия жизни
на этапе допсихического отражения
таковы, что организму нет
На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.
Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.
Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.
1.2.Стадии развития психики
Выделяют три основные стадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям:
-форме психического отражения,
-ведущему типу поведения,
-строению нервной системы.
Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.
Учитывая эволюцию
внутри стадии, выделяют в ней низший
и высший уровни. На низшем уровне есть
организмы, которые стоят на грани
растительного и животного
В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.
Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.
У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.
На стадии перцептивной
психики у животного
Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма – решение задач.
Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.
Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
1.3.Сознание как высшая форма человеческой психики
Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.
Информация о работе Развитие психики в процессе эволюции и сознание как высшая форма психики