Развитие психики в процессе эволюции и сознание как высшая форма психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ И
СОЗНАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ……….……..5
1.1.Развитие психики и возникновение сознания………………………….……5
1.2.Стадии развития психики……………………………………………….……7
1.3.Сознание как высшая форма человеческой психики………………….…..10

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ…………………….….12
2.1.Основы психики: чувствительность и восприятие………………………..12
2.2. Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова…………………………….….….14
2.3. Развитие интеллекта, сознания и личности ………………………….…..16

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………..…19
3.1. Периодизация психического развития…………………………………..19
3.2.Этапы онтогенеза…………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……30

Файлы: 1 файл

развитие психики в процессе эволюции и сознания как высшая форма психики - КАТЕ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Психика – это  сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Развитие психики  у животных проходит ряд этапов:

  1. Элементарная чувствительность.
  2. Предметное восприятие.
  3. Отражение межпредметных связей.

С появлением человека начинается история новой ступени  психики – история развития человеческого  сознания.

Переход от психики  животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом  в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Психология обрела самостоятельность в качестве науки сравнительно недавно: вплоть до конца 19 века она рассматривалась как одна из отраслей философии. Сегодня в её рамках выделяют целый ряд областей, изучающих всё разнообразие поведения людей и животных1.

Рассмотрев развитие психики с точки зрения филогенеза и онтогенеза можно сделать вывод, что современная психология делает упор на взаимодействие биологических (генетических) и культурных факторов. В развитии человека выделяю возрастные этапы. Они отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако следует помнить, что существуют и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещён относительно общего хода жизненных изменений.

Итак, в процессе филогенеза возникает и развивается непрерывная череда форм психического отражения живыми существами окружающей действительности, которые способствуют более совершенной регуляции их поведения и жизнедеятельности. Это обеспечивает возможность не только полнее отражать объективную действительность, но и преобразовывать ее и себя.

Общим итогом онтогенеза всегда остается стабильное осуществление взрослой адаптивной нормы. Иными словами, главный принцип эволюции онтогенеза состоит в том, чтобы обеспечить это осуществление вне зависимости от самостоятельных адаптивных изменений.

 

 

 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
  2. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 484с.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 448с.
  4. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2010. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)
  5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 512с.
  6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)
  7. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 660с.
  8. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2010. – 538с.

9.Психология  и педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П.Каширин.-4-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия», 2009.- 480 с.

10.Позина М.  Б. Психология и педагогика: Учебное  пособие. / Науч. ред. И. Ф. Неволин  – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2008. – 97 с.

11.Данилова Н.  Н. Физиология высшей нервной  деятельности: учебник для студентов  вузов / Н. Н. Данилова, А. Л.  Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова . –Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -480с.: ил.-(Серия «Учебники и учебные пособия»).

12.Кларк Д. Развитие психологии / Д. Кларк / / Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. –М: Б.и., 2009.- С 489. - (Научно- познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш» ).

                             ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК:

13.Развитие психики [Электронный ресурс]-Электрон. дан.-cop. 2010-2011.-Режим доступа:http://mypsiholog.com/

1Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2009. С. 84

1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2010. С. 102

1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2009. С. 95

2 Там же. С. 128

1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2009. С. 420

1Позина М. Б. Психология и педагогика. М.,2010. С. 58

1 Кларк Д. Древо познания // Развитие психологии. М; Б.и., 2005. С.489


Информация о работе Развитие психики в процессе эволюции и сознание как высшая форма психики