Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 11:06, контрольная работа
Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ И
СОЗНАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ……….……..5
1.1.Развитие психики и возникновение сознания………………………….……5
1.2.Стадии развития психики……………………………………………….……7
1.3.Сознание как высшая форма человеческой психики………………….…..10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ…………………….….12
2.1.Основы психики: чувствительность и восприятие………………………..12
2.2. Рефлексы с точки зрения И.П. Павлова…………………………….….….14
2.3. Развитие интеллекта, сознания и личности ………………………….…..16
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ……………………..…19
3.1. Периодизация психического развития…………………………………..19
3.2.Этапы онтогенеза…………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Развитие психики у животных проходит ряд этапов:
С появлением человека начинается история новой ступени психики – история развития человеческого сознания.
Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Психология обрела самостоятельность в качестве науки сравнительно недавно: вплоть до конца 19 века она рассматривалась как одна из отраслей философии. Сегодня в её рамках выделяют целый ряд областей, изучающих всё разнообразие поведения людей и животных1.
Рассмотрев развитие психики с точки зрения филогенеза и онтогенеза можно сделать вывод, что современная психология делает упор на взаимодействие биологических (генетических) и культурных факторов. В развитии человека выделяю возрастные этапы. Они отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако следует помнить, что существуют и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещён относительно общего хода жизненных изменений.
Итак, в процессе филогенеза возникает и развивается непрерывная череда форм психического отражения живыми существами окружающей действительности, которые способствуют более совершенной регуляции их поведения и жизнедеятельности. Это обеспечивает возможность не только полнее отражать объективную действительность, но и преобразовывать ее и себя.
Общим итогом онтогенеза всегда остается стабильное осуществление взрослой адаптивной нормы. Иными словами, главный принцип эволюции онтогенеза состоит в том, чтобы обеспечить это осуществление вне зависимости от самостоятельных адаптивных изменений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
9.Психология и педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П.Каширин.-4-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия», 2009.- 480 с.
10.Позина М. Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И. Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2008. – 97 с.
11.Данилова Н.
Н. Физиология высшей нервной
деятельности: учебник для студентов
вузов / Н. Н. Данилова, А. Л.
Крылова; отв. ред. Е. Баранчик
12.Кларк Д. Развитие психологии / Д. Кларк / / Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. –М: Б.и., 2009.- С 489. - (Научно- познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш» ).
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК:
13.Развитие психики [Электронный ресурс]-Электрон. дан.-cop. 2010-2011.-Режим доступа:http://mypsiholog.com/
1Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2009. С. 84
1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2010. С. 102
1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2009. С. 95
2 Там же. С. 128
1 Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д., 2009. С. 420
1Позина М. Б. Психология и педагогика. М.,2010. С. 58
1 Кларк Д. Древо познания // Развитие психологии. М; Б.и., 2005. С.489
Информация о работе Развитие психики в процессе эволюции и сознание как высшая форма психики