Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:17, контрольная работа
На сегодняшний день известны методы и приемы, использование которых педагогами при обучении детей родному языку, способствует наилучшему усвоению его норм и правил.
Следует отметить, что использование наглядности на занятиях по развитию речи, является большим подспорьем для детей при составлении рассказов.
Введение………………………………………………………………3 стр.
I. Теоретические основы обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
1.1. Теоретические основы использование серий сюжетных картин при обучении детей рассказыванию…………………………………..5 стр.
1.2. Методика работы с детьми дошкольного возраста по составлению рассказов по серии сюжетных картин…………………………….16 стр.
II. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы по серии сюжетных картин………………………………27 стр.
Заключение
Литература
Содержание.
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические основы обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
1.1. Теоретические основы использование серий сюжетных картин при обучении детей рассказыванию…………………………………..5 стр.
1.2. Методика работы с
детьми дошкольного возраста
по составлению рассказов по
серии сюжетных картин………………………
II. Формирование умения
у детей старшего дошкольного
возраста составлять рассказы
по серии сюжетных картин………………
Заключение
Литература
Введение.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое применение норм и правил родного языка.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в ДОУ, в школе, а так же адаптации ребенка к социуму.
Формирование умения у детей дошкольного возраста высказывать стройно и логично свои мысли- процесс трудный и многогранный, требующий внимательного отношения к проблеме становления связной речи и речевого мастерства самого педагога.
На вооружении педагогов детского сада имеется множество наработок по данному вопросу. В разные годы проблемой становления связной речи занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.И. Леушина, А.А. Леонтьев, В.В. Ветрова, О.Е. Смирнова, Ф Сохин, О. Ушакова, Струнина, К. Ушинский, Е.Тихеева и другие.
Основоположники обучения детей родному языку К. Д. Ушинский и Е.И Тихеева в своих работах обозначили роль связной речи в развитии ребенка и ее неразрывную связь с диалогической речью. Они пришли к выводу о том, что связная монологическая речь зарождается и совершенствуется в диалоге, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи. Становление связной речи выходит за рамки дошкольного возраста.
На сегодняшний день известны методы и приемы, использование которых педагогами при обучении детей родному языку, способствует наилучшему усвоению его норм и правил.
Следует отметить, что использование наглядности на занятиях по развитию речи, является большим подспорьем для детей при составлении рассказов.
Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.
В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии сюжетных картин была и остается достаточно актуальной. Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н.Н. Паддъяков, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В. Гербова и другие.
В контексте нашей работы мы рассмотрим тему: Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по серии сюжетных картин.
I. Теоретические основы обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
1.1. Теоретические основы использование серий сюжетных картин при обучении детей рассказыванию.
Серии сюжетных картинок используются в работе с детьми в дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.
Серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.
Рассказывание по серии сюжетных
картинок формирует у детей умение
развивать сюжетную линию, придумывать
название рассказу в соответствие с
его содержанием, соединять отдельные
предложения в связный текст.
У детей формируется
Попытки рассмотреть особенности восприятия ребенком действий на картине были предприняты Т.А. Репиной, И.М.Соловьевой.
Исследователи смогли сделать следующие выводы:
Вывод 1: Восприятие ребенком действий человека на начальных этапах развития (3-4 г.) носит нерасчлененный глобальный характер. Ребенок оперирует образом всей ситуации действия.
Отдельные компоненты этого целого: предмет - человек - действие - тесно связаны и еще не стали объектом анализа.
Смысловой опорой в узнавании и воспроизведении всей ситуации является предмет с которым человек совершает действие.
Предмет, функциональное назначение которого соответствует совершаемому на картине действию, определяется для детей 3-4 и частично 5 лет понимание всего действия. Ибо первыми связями, доступными пониманию ребенка, являются функциональные связи (назначение предмета, принадлежность, образ действия).
Установление этой короткой локальной связи и есть первый этап в понимании содержания сюжетной картины, выражающийся в том, что ребенок начинает акцентировать пространственное отношение человека к предмету через его действие.
Предмет, функциональное назначение которого не соответствует совершаемому с ним действию человеком, уводил ребенка 3-4 лет и частично 5 лет от правильного понимания действия человека, изображенного на картинке.
Дети 5-7 лет роль предмета улавливают правильно.
Если для детей 3-4 и частично 5 лет пространственные взаимоотношения предмета и позы человека, выполнявшего действия, являлось наиболее существенным, то для детей 5-6-7 л. начинают «звучать» другие связи: социальные, которые открываются через пространственное расположение самого человека, его позу, мимику.
Они определяют уже понимание всего действия.
Вывод 2: Поза человека становится для детей частично 5 лет и 6-7 лет главным опознавательным признаком воспринимаемого действия.
Причем, ее осмысливание не нуждается больше в опоре
на предмет с закрепленным за ним в человеческой деятельности функциональным назначением.
Возрастание роли позы человека в понимании ребенком его действия, падение связности предмета и действия характеризует эволюцию в понимании детьми сюжетных картин с ярко выраженными эмоционально выразительными действиями людей, на них изображенных.
Вывод 3. Первоначальное восприятие ребенком действия на картине носит ситуативный целостный характер.
Обобщение и перенос действия в другие ситуации выступает в активной форме у детей с 5 лет.
Эти дети отвлекались от наглядно выраженного сходства несущественных для выполняемого действия признаков и оказывались способны к переносу действия в его существенных компонентах и абстрагировали именно те признаки содержания, которые позволяли осуществлять этот перенос действия в другую ситуацию и на другой персонаж.
Дети 3-4 лет были недостаточно способны отвлечься от наглядных признаков и их сходстве. Они не могли осуществить его перенос в другие ситуации.
Предмет «вел» ребенка за собой, мешая увидеть само действие.
Вывод 4. Для правильного воспроизведения заданного действия существенным оказывались те элементы движения и их пространственные положения, которые оказывались наиболее закрепленными за данными действиями («руки» - «поднимает», «ноги» - «бежит», «туловище» - «наклоняет»)
Вывод 5. Наличие ситуации общения персонажей на картинке так же сыграло большую роль в узнавании изображенного действия, являясь для детей 3-4 лет и частично 5 лет опорой в понимании выраженного в нем эмоционального содержания.
Полное освобождение действия от других компонентов происходит только у детей 6-7 лет.
Для них наиболее существенным
становятся социальные связи, выраженные
в сюжете через позу людей, их жесты
и внешние выразительные
Вывод 6. Понимание содержания действия зависит в большой степени не только от возрастных особенностей, но и от опыта, жизненной практики детей.
Наиболее легким для опознания и понимания всех детей оказались движения, передвижения, бытовые и трудовые действия. Выразительные движения, передающие эмоциональное состояние людей, а также так называемые движения общения наиболее трудные для понимания.
В понимании детьми дошкольного возраста отношений, существующих между разными предметами, составляющими содержание всей картины, и между частями каждого отдельного предмета, главным условием является раскрытие пространственных признаков, связей, отношений.
Все предметы, изображения
людей в понимании ребенка
приобретают смысловое
Современной педагогике известны работы по овладению детьми связной речью.
Данными исследованиями занимались: Л.В.Ворошнина, О.С.Ушакова, Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова и др.
E.А. Смирнова изучала развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Н.Г.Смольникова исследовала проблему формирования связного высказывания у старших дошкольников.
Л.А.Пеньевская и E.И. Радина, разрабатывая методические указания для работы с картинами, указывали на то, что полученные впечатления при рассматривании картин вызывают у детей желание поделиться своими мыслями о виденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого.
«Картины активизируют мысль детей, дают пищу воображению, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми».
«В обучении рассказыванию картина занимает почетное место. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи».
Р.И. Жуковская отмечала, что хорошая картина доставляет радость ребенку, активизирует его чувство и мысль, расширяет кругозор.
Рассматривание картин под руководством взрослого способствует усвоению детьми родного языка.
Она также считала, что картины более понятны детям из всех видов искусства, т.к. в них есть сюжет.
Связное высказывание показывает,
насколько ребенок владеет
«Обучение построению развернутого высказывания означает совершенствование и других сторон речи (лексической, грамматической, фонематической} и формирование осознания структуры текста», — писала в своих исследованиях Е.А. Смирнова.
По мнению Н.Г.Смольниковой очень важным в механизме составления высказывания является отбор тех слов, которые предстоит включить в текст.
Отбор слов регулируется определенной системой правил (темой, задачей высказывания).
В тексте она выделяет две взаимосвязанные стороны: связность и целостность.
Текст характеризуется не только целостностью, связностью, но и информативностью.
Каждый тип речи нуждается в специфическом отборе мотива, обладающего структурными особенностями.
«Структурная организация текста обусловливается схемой построения (зачин, разработка темы, концовка).
В зависимости от высказывания структурные части сочетаются по-разному между собой».
Необходимо учитывать общую смысловую и структурную организацию текста: тема, схема (модель) построения, целостность.
Ясно осознать структуру текста может помочь ребенку старшего возраста рассказывание по серии сюжетных картин.
«Обучение построению текста по серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формировать элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями».
При обучении построению развернутого высказывания «необходимы знания об общей структуре текста (начало, середина, конец), о связях между предложениями и структурными частями высказывания».
Зная психологические
особенности детей дошкольного
возраста, ученые выдвигают на первый
план мотивацию, рассматривают ее как
импульс для всего
Серии сюжетных картин как раз служат такой мотивацией, но это не просто картинка, а картинка с продолжением и это вызывает повышенный интерес у детей, т.к. при восприятии дети склонны обращать внимание на необычное, яркое, эмоционально-окрашенное.
Серии сюжетных картин выступают как наглядная модель структуры связного высказывания. Формирование связной речи на основе серии сюжетных картин способствует умственному развитию дошкольника.
Исследователи считают, что развитие связной речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста от диалога между взрослым и ребенком к монологической речи самого ребенка. (О.С.Ушакова, Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.В.Ворошнина).
Информация о работе Развитие речи через использование серии сюжетных картин