Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:17, контрольная работа
На сегодняшний день известны методы и приемы, использование которых педагогами при обучении детей родному языку, способствует наилучшему усвоению его норм и правил.
Следует отметить, что использование наглядности на занятиях по развитию речи, является большим подспорьем для детей при составлении рассказов.
Введение………………………………………………………………3 стр.
I. Теоретические основы обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
1.1. Теоретические основы использование серий сюжетных картин при обучении детей рассказыванию…………………………………..5 стр.
1.2. Методика работы с детьми дошкольного возраста по составлению рассказов по серии сюжетных картин…………………………….16 стр.
II. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы по серии сюжетных картин………………………………27 стр.
Заключение
Литература
О.С.Ушакова предлагает начать развитие связной речи со второй младшей группы: «Развитие связной речи, работа над ней должна вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературных произведений к обучению самостоятельному рассказыванию». Необходима подготовительная и последующая работа.
Так же О.С.Ушакова указывает в своих исследованиях на особенности детской речи: при богатом словаре дети 5-6 лет допускают ошибки в построении повествования, ошибки в построении сложных конструкций, при составлении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, допускают ошибки при связи предложений между собой, используют длительные паузы, часто уходят от сюжета.
Т.А. Ладыженская предлагает использовать образец в подготовительном этапе к устным высказываниям. Она считает, что его роль велика, но образец может сыграть как положительную, так и отрицательную роль.
Некоторые методисты выступают против использования образца, считая, что это сковывает детей, лишает их самостоятельности, наталкивает на повторение чужих мыслей и слов.
Но существует и другая точка зрения, она заключается в том, что для развития детской речи важно подражание, поэтому нужно учить детей на образцах.
В настоящее время вопрос о значении образца на подготовительном этапе волнует многих. Многие педагоги, методисты, лингвисты пришли к следующему мнению.
Необходимо так использовать образец, чтобы он помог детям, не сковывал творчество и самостоятельность.
Образец - это источник обогащения
речи детей, пример понятного, грамотного,
правильного и
Образцами звучащей речи могут быть:
1. Литературные произведения. Умелое использование текста в сочетании с иллюстрациями обогащают детей.
2. Собственные устные рассказы.
А.В. Чичерин подчеркивал, что импульс для рассказывания преподавателю лучше всего внести самому увлекательным и ярким рассказом.
Освещение не только нарисованного на картине, но и предыдущих и последующих событий.
3. Грамзаписи с отрывками из устных рассказов.
4. Магнитные записи рассказов самих детей.
Л.Н.Толстой отмечал, что детям нужно давать читать детские сочинения, и только детские сочинения предлагать за образцы.
Детские образцы хорошо воспринимаемы детьми и легко анализируются детьми, стимулируя их к творчеству и созданию своих рассказов.
При составлении рассказа по серии сюжетных картин целесообразнее обучать монологу в форме составления коллективного текста по картине: дети рассказывают о чем-то вместе, дополняя, но не повторяя друг друга. Это развивает их внимание, творческое взаимодействие. (Е.И.Негневицкая, З.Н.Никитенко, Е.А. Ленская)
Также для обучения детей умению рассказывать в определенной последовательности хорошо использовать «рассказы в картинках», т.е. рассказы, сказки, изображенные в графической форме.
Рассматривая эпизод за эпизодом, ребенок как по плану, последовательно излагает содержание всех эпизодов в одном рассказе.
Рассказы в картинках - жанр, любимый детьми.
Ребенок как бы разгадывает по картинкам все происшествие, у него получается «своя сказка».
«Про это интересно рассказывать, как загадки отгадывать», - так выражают свое мнение дети.
По содержанию и манере рисунка рассказы в картинках разнообразны. Это могут быть жанровые, приключенческие, а также смешные рассказы.
Жанровые имеют большое познавательное значение и являются прекрасным средством для развития логической речи, т.к. рассказ ребенка строится в соответствии с логикой развивающегося действия.
Юмористические рассказы в картинках также таят в себе много возможностей для развития речи.
Простота сюжета, яркость изображения, контрастность, достигаемая соответствующими позами, жестами, мимикой, делают эти рисунки доступными для воспроизведения дошкольников.
Как говорилось ранее, детей необходимо учить монологу и правильно руководить их деятельностью.
Художественная
Детей нужно учить связно рассказывать о том, что они видят на картине, кто нарисован, каков предмет, что с ними делается, где происходит действие.
Приемы руководства детьми при рассматривании картин разнообразны:
- вопросы
- объяснение
- советы
- рассказ
- беседа, уточняющая представления детей
Выбор зависит от содержания картины, от того насколько она впечатляюще действует на ребенка, от умственных и индивидуальных способностей детей и от задач, которые решаются при показе картин.
Работа над структурой
текста развивает у детей умение
анализировать структуру
Существует много методических приемов для обучения детей структуре связного высказывания:
1. Использование художественных произведений
2. Использование серий
сюжетных картин, где дается развитие
сюжета в его
Это позволяет детям полно выстроить свое высказывание.
3. Использование различных видов моделей.
Сначала модель выступает в качестве изображения структуры рассказа, затем служит ориентиром, по которому дети самостоятельно составляют текст.
Таким образом, можно еще раз отметить, что работа по формированию связного высказывания должна быть систематической, методически грамотно построенной и вестись под руководством педагога.
Изучив исследования Н.Г.Смольниковой, О.С.Ушаковой, Е.А. Смирновой можно говорить о следующих особенностях детей старшего возраста при рассказывании по серии сюжетных картин:
1. Рассматривание структуры связного высказывания:
Большинство детей либо не
расчленяют начало и середину, либо
середину и конец рассказа. Это
свидетельствует о
2. Составление рассказа по серии сюжетных картин:
Большинство детей испытывают трудности в определении темы рассказа, прослеживается прямая зависимость между умениями определять тему рассказа и озаглавить рассказ, эти умения зависят от уровня понимания детьми содержания текста.
Для того чтобы дети лучше усвоили структуру текста, исследователи использовали модель:
- начало
- середина
- конец
Это значительно повлияло на результаты эксперимента.
В дальнейших исследованиях
дети четко представляли сюжетную линию
и структурную организацию
Начинали проявлять творчество: выделяли сюжетную линию, которая не всегда обозначалась в рисунках, заимствовали сюжет из знакомых сказок, мультфильмов.
При введении усложнения детям предлагался вариант, когда закрыта (перевернута) первая картинка (вторая и т.д.). Большинство детей выполнили это задание, было очень много вариантов творческого решения при недостающих картинах.
Также много творческих решений было у детей, когда детям показывали одну картинку (начало) и просили дорисовать остальные.
Таким образом, на основе этих исследований, проведенных современными учеными, можно говорить о том, что такая необычная форма обучения связной речи старших дошкольников по серии сюжетных картин вызывает у детей повышенный интерес и стремление к игре-обучению.
Под влиянием обучения у
детей пяти-шести лет
Восприятие у дошкольников
приобретает более
1.2. Методика работы с детьми дошкольного возраста
по составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом.
Е. И Тихеева говорила о том, что занятия с детьми по картинкам занимают первенствующее место. Рассматривая картину, маленький ребенок всё время говорит. Педагог же должен поддерживать этот разговор. При выборе картин необходимо соблюдать строгую последовательность и постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более сложным и трудным.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
1) составление описательного
рассказа по предметной
2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3) придумывание
4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
О.С. Ушакова отмечает, что при рассматривании картин, дети 2 младшей группы учатся отвечать на вопросы и подводятся к составлению коротких рассказов, сначала вместе с воспитателем, а потом самостоятельно.
Ф. Сохин считает, что занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы.
Цель ее — выяснить представления
и знания детей об изображенном,
вызвать эмоциональный настрой
перед восприятием картины. Вопросы
воспитателя являются основным методическим
приемом, что обусловливает
Воспитатель примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.
После беседы воспитатель сам рассказывает об изображенном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение небольшое стихотворение или потешка, можно загадать загадку спеть с детьми знакомую им песенку.
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).
Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог может связать ее рассматривание с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.
Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»).
Можно выделить следующие
характерные особенности
а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;
б) обязательное наличие
эмоциональных и игровых
в) использование литературных и художественных вставок.
Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка.
Информация о работе Развитие речи через использование серии сюжетных картин