Развитие речи через использование серии сюжетных картин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день известны методы и приемы, использование которых педагогами при обучении детей родному языку, способствует наилучшему усвоению его норм и правил.
Следует отметить, что использование наглядности на занятиях по развитию речи, является большим подспорьем для детей при составлении рассказов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 стр.
I. Теоретические основы обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
1.1. Теоретические основы использование серий сюжетных картин при обучении детей рассказыванию…………………………………..5 стр.
1.2. Методика работы с детьми дошкольного возраста по составлению рассказов по серии сюжетных картин…………………………….16 стр.
II. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы по серии сюжетных картин………………………………27 стр.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КРсюж.карт.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

Система работы по обучению рассказыванию по картинке, серии  сюжетных картинок с опорой на сюжет  и без нее позволяет детям  значительно расширить запас. По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста составлять рассказы по серии сюжетных картин.

 

 Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: в том числе и через работу с сериями сюжетных картинок.

Анализ речевого развития и данные мониторинга образовательной  области «коммуникация» в начале 2012-2013 учебного года показали, что дети испытывают трудности в освоении связной речи, прослеживается невысокая динамика улучшения показателей речевого развития от группы к группе. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.

Данные диагностики воспитателей разных возрастных групп приведены  в диаграмме 1.

Диагностика речевого развития дошкольников.

(Диагностика О.С. Ушаковой)

Диаграмма1

 

 

Нас интересуют данные диагностики  старшей группы. Как видим общий  уровень речевого развития  в  группе – средний.

В связи с полученными результатами диагностики, встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Для работы с детьми старшей  группы  был разработан план, подобраны  серии сюжетных картин (см. таблицу 1).

Наименование  серии картин

Программное содержание образовательной деятельности

Как Миша варежку  потерял.

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу).

Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе  слов, обозначающих действие.

Упражнять в выделении  слов зимней тематики из текста. Развивать  память, внимание.

Как щенок нашел  друзей

Учить детей составлению и распространению предложений по сюжетным картинам, учить детей составлению предложений по опорным словам; учить распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно: учить детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развивать словесно-логическое мышления и память.

День рождения медвежонка

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картинкам; воспринимать смысл картинки от беспорядочного рассматривания к последовательному; развивать мышление детей, умение раскрывать содержание картинки; формировать связность и содержательность речи; обогащать словарь детей новыми словами - праздничный, торжественный, настороженная, решительная, коварная, памятный.

Как утки зайца  катали

Упражнять в подборе образных определений к заданным существительным (шубка, заяц, настроение), поддерживая активность детей поощрять образование  определений из двух слов (длинные уши – длинноухий, длинные ноги – длинноногий, короткий хвост – короткохвостый).

Упражнять в формирование словообразований путём  добавления окончаний и суффиксов - ик  и - ще.

Учить детей коллективному  составлению рассказа по серии сюжетных картинок, строить  рассказывание  в соответствии с требованиями к  структуре сюжетного повествования.

Купили щенка

Формировать умение строить  связный текст, упражнять в рассказывании  «командами» по частям, активизировать в речи детей слова: щенок, проголодался, взъерошенный, шустрый, шалун.

Упражнять в подборе слов близких по значению. Воспитывать  умение внимательно слушать рассказ  товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения  рассказа. Развивать внимание память

и культуру слушания.

Путешествие на зонтике

Продолжать учить детей  выделять начало, середину, конец повествования, опираясь на серию картин, составлять  повествовательный рассказ, придумывая зачин самостоятельно, используя  слова для зачина  «однажды», «как- то раз», «случилось так, что…»

Активизировать в речи слова: кораблекрушение, медведь, медвежонок, плавание, путешествие, бурливая. 


 

По данным сериям картин, в том числе картин, представленных в пособии Гербовой В.В.  «Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» были составлены конспекты занятий, некоторые из которых были переработаны и дополнены.

 Работа с детьми  заняла 2 месяца, октябрь и ноябрь  2012. После проведения серии образовательных  мероприятий мы получили следующие  результаты, данные  наглядно представлены  в диаграмме 2.

 

 

 

 

Диаграмма 2

          Из диаграммы мы видим, что  при специально организованном, целенаправленном обучении значительно  повысился уровень речевых умений  детей при составлении рассказов  по серии сюжетных картин.

Вывод: У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин.  Дети стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

В рассказах детей практически  отсутствуют логические ошибки при  самостоятельном повествовании  по серии сюжетных картинок. Они  стремятся  придумать рассказ  о событиях, которые логически  связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности, употреблять в речи разные типы предложений  в соответствии с содержанием  своего высказывания.

Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться  подбирать наиболее точные слова  или словосочетания для выражения  своих мыслей.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине  и сюжетным картинкам удалось  решить воспитательные задачи: почти  все дети научились выслушивать  рассказы сверстников, помогать им в  случае затруднений, замечать речевые  и логические ошибки и доброжелательно  исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.

        Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

      При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Образовательная деятельность по развитию речи, связанная с составлением рассказов по серии сюжетных картин позволяет расширять представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположном значением, помогают развивать умение детей правильно и грамотно строить предложения. 

         На занятиях с использованием серии сюжетных картин детей правильно и точно поставленные вопросы позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

        Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Азбука сочиняйки. Программа и методические рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста / авторский коллектив: Шадрина Л.Г., Фомина Е.П., Тумакова О.С. и др. - Тольятти, 2002-220 с.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: 1983.
  3. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. - 1979.- № 1.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Гербова В.В. Развитие течи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание.- 1998.- №№1, 2, 3, 4.
  6. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997.
  7. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. – М.: 1993.
  8. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: 1982.
  10. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.
  11. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: 1984.
  12. Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ под ред. Н.Н. Поддъякова.– М.: 1988.
  13. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
  14. Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.
  15. Струнина Е.М. Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание 1981. №2.
  16. Струнина Е. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7. – с. 49.
  17. Суворова И.Г. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 2005.
  18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: 1981.
  19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- 2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2006.
  20. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная Пресса, 2002.
  21. Шадрина Л.Г. Развитие речевого общения детей 4-го года жизни //Сб. научных трудов/ под ред. Ушаковой О.С. - М: РАО, 1995 - 152 с.
  22.  Шадрина Л.Г., Ушакова О.С. Развитие предпосылок связной речи //Дошкольное воспитание, 1997, № 2 с 63.
  23. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: 1988.

 

 


Информация о работе Развитие речи через использование серии сюжетных картин