Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:28, доклад
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевая игра - это
модель взрослого общества, но связи
между детьми в ней серьезные.
Нередко можно наблюдать
Д.Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.
Выполнение роли воспитателя
младшими дошкольникам подразумевало
кормить малышей, укладывать их спать,
гулять с ними. У средних и старших
дошкольников роли воспитательницы
все более и более
Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.
Функции ролевых игр
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Да-выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет; ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.
Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
-отношения, которые
-реальные отношения, которые
проявляются по поводу игры (сговор
на игру, распределение ролей,
выход из конфликта,
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.
С точки зрения процесса
порождения речевого высказывания обучение
говорению должно начинаться с приведения
в действие механизма мотивации.
Учет роли мотивации способствует более
продуктивному усвоению материала,
активному включению
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи (ДР) в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить
Ролевая игра формирует у
дошкольников способность сыграть
роль другого человека, увидеть себя
с позиции партнера по общению. Она
ориентирует учащихся на планирование
собственного речевого поведения и
поведения собеседника, развивает
умение контролировать свои поступки,
давать объективную оценку поступкам
других. Следовательно, ролевая игра
выполняет ориентирующую
Характеризуя детскую
ролевую игру, А.Н.Леонтьев подчеркивает,
что противоречие, несоответствие между
потребностью действия у ребенка
и невозможностью осуществить требуемые
действием операции может разрешиться
в одном-единственном типе деятельности
- в игровой деятельности, в игре.
Такого рода противоречие характеризует
и детей подросткового
Таким образом, ролевая игра выполняет 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
Структура ролевых игр
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «...в игре же дитя- зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры -это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
В зависимости от глубины
представлений ребенка о
Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку.
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
- постепенный переход
от развернутой игровой
Содержание сюжетно-ролевой
игры воплощается ребенком с помощью
роли, которую он берет. Роль - средство
реализации сюжета и главный компонент
сюжетно-ролевой игры. Для ребенка
роль - это его игровая позиция:
он отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в
соответствии с представлениями
о данном персонаже. Подчинение ребенка
правилам ролевого поведения является
важнейшим элементом сюжетно-
Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Последовательность этапов включения сюжетно-ролевых игр в процесс развития речи ребенка
Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.
Подготовка к проведению:
-отбираю игру в соответствии
с задачами воспитания и
-устанавливаю соответствия
отборной игры по программным
требованиям воспитания и
-определяю наиболее удобного
времени проведения сюжетно-
-подготавливаю необходимый
игровой материал для
-заранее готовлюсь к игре: осмысливаю, изучаю весь ход игры; свое место в игре;
-методы руководства игрой;
-подготавливаю к игре
детей: обогащая их знаниями, представлениями
о предметах и явлениях
Проведение образно-ролевых игр включает:
-знакомлю детей с содержанием игры, с игровым материалом, который будет использоваться в игре;
-объясняю ход и правила игры;
-показываю игровые действия, обыгрываем вместе с детьми различные ситуации;
-подвожу итоги игры (отмечаю
и приветствую успехи детей,
поощряю самостоятельность
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.). Во время игры предлагаю детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываю и объясняю на своем примере. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передаю её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку». Для игры я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её; «мама» катает дочку в коляске, кормит её. Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (к примеру, стихи А.Барто из цикла «Игрушки»). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту. (Приложение№1)