Развитие речи младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно – ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:28, доклад

Описание работы

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

razvitie_rechi_e._v._gusakovoy.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

Не всегда малыши могут  самостоятельно переносить действия, показанные мною, с одной игрушки  на другую. В таких случаях предлагаю  им другие игрушки, с которыми можно  выполнять аналогичные действия.

1                 день:

-вешаю над игрушечным  умывальником полотенце, кладу  мыло (предмет-заместитель);

-игра детей с новым  игровым материалом (шуточное умывание);

-предлагаю детям умыться;  спрашиваю, что делать, если у  куклы Зины грязные руки, а  мишка запачкал нос.

2                 день:

-вношу в группу новую  одежду для кукол (пальто, шапка);

-привлекаю внимание детей  к новым игрушкам. В ситуации  «Кукла пришла в одежде» (в  пальто, в шапке), спросить, «Что надо  сделать, чтобы ей не было  жарко». Поиграть вместе с детьми.

3                 день:

-вношу в группу игрушечные  овощи и геометрические фигурки,  изображающие их (свекла, морковь,  лук, картофель);

-рассматриваем игрушечные  овощи, называем, вспоминаем их  вкусовые качества. Если это геометрические  фигуры, спрашиваю, на что они  похожи.

4                 день:

-вношу новую куклу,  обращаясь к ней от своего  имени (кукла плачет, смеётся,  гулит);

-помогаю двум-трем детям  развернуть совместную игру «в  семью», используя предложенный  на этой неделе игровой материал (кукольная одежда, туалетные принадлежности, овощи, кукла-младенец).

5                 день:

-смотрим, в каком состоянии  находятся игрушки в групповой  комнате и на участке, в присутствии  детей отремонтировать нуждающиеся  в починке.

При учете самостоятельной  игровой деятельности отмечаю:

-какой вид самостоятельной  деятельности дети предпочитают;

-с какими игрушками  играют, их отношение к игрушкам;

-во что играют (сюжет  игры);

-как играют: эмоциональная  выразительность детей в игре, характеристика их игровых действий (единичные, повторяющиеся); используют  ли дети предметы-заместители,  воображаемые предметы; готовят  ли условия для игры; обращаются  ли к куклам, игрушечным животным  с вопросами или говорят за  них;

-играют вместе с воспитателем  или самостоятельно, ставит ли  ребенок сам игровые задачи;

-взаимоотношение детей  в игре;

-принятие роли (роль в  действии; роль, обозначенная словом).

-употребляют ли слова  в единственном и множественном  числе; слова с суффиксами;

-используют ли простые  и распространенные предложения.

Ежедневно отмечаю лишь то, что является новым по сравнению  с предыдущей характеристикой игры детей. Для закрепления цвета  использую игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы» и др. В повседневной жизни  также обращаю внимание детей  на цвет предметов в групповой  комнате, на прогулке.

Мы часто с малышами наблюдаем за окружающими, связывая их с игрой. При этом внимание детей  направляю на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагаю: «Давайте и мы погладим белье  нашим куклам, где у нас утюг?». Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной  игры малыши выполняют несколько  связанных между собой игровых  действий. Например, Алеша, играет с  Олей, лечит ее, ставит градусник. Я  подсказываю: «Ты лечишь Олю», постепенно фиксирую внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или  в начале её предлагаю малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».

Так я формирую у детей  начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с  названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать  существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим  в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.

Игры-занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. Длительность их пятнадцать-двадцать минут. Стараюсь планировать каждую из серий занятий, представить в  следующей последовательности:

а)игры-занятия с куклой;

б)игры-занятия со строительным материалом;

в)инсценировки литературных сюжетов.

Игры-занятия с  куклой.

Предлагаю детям такие  серии: «Встреча куклы», «Уход за куклой», «Лечение куклы», «К кукле приходят гости» и др. Использую игры-занятия  с куклой как своеобразный образец  для подражания, выполнения игровых  действий и нравственных взаимоотношений, стараюсь обогатить самостоятельную  деятельность детей. Кроме того, с  помощью игр развиваю способности  детей к более устойчивому  проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности. Планирование нескольких видов игр-занятий позволяет установить взаимосвязь между играми «в строительство» и образно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др. Для того, чтобы развить образно-ролевую игру «Дочки-матери» я привлекаю к участию в игре каждого ребенка, даю возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Включаю новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.).

Кукла у детей становится любимой игрушкой, в игре она выступает  в роли бабушки, сестрички, братика. Дети выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу  действовать, они одновременно обучаются  действовать сами. Поведение детей  в игре изменяется. Так в самостоятельной  игре дети вместе строят мебель для  куклы, домик и т.д.

Но самое главное заключается  в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами  выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед»  и т.д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит  о возросшей у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Для расширения и углубления знаний и впечатлений о заботе «родителей о детях» использую художественную литературу: В.Карасева «Прилетели гули», Е.Благинина «Вот как мама угодила», Т.Волгина «В ясли Танечка идет». Предлагаю рассмотреть картину «Повар готовит обед». Во время рассматривания картины привлекаю малышей к составлению небольшого рассказа, отвечать на вопросы двумя-тремя словами. Таким образом, игры-занятия, как одно из средств организации воспитательно-образовательной работы, влияет на образование в коллективе прочных игровых группировок, появление инициаторов игр. У малышей появляется умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, которое находит прямое отражение в монологической речи.

Я использую в играх  уголки «Ряженья», «Наша сказка», которые  являются прекрасным средством для  театральной деятельности. Малыши любят  наряжаться в разные наряды, перевоплощаться  в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т.д.).

Для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой  деятельности: игры-занятия; кукольный  театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к  театру, стремление воспроизводить фрагменты  знакомых спектаклей по собственной  инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно  некоторые звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью  игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с  куклами настольного театра, действовать  с игрушкой, умению соотносить свои движения со словом.

На третьем году жизни  малыши уже могут сами сопровождать слова взрослого движениями предметов  и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи. Театральные игры решают задачу развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражания, развития воображения, способности выражать основные чувства мимикой. Например, при обыгрывании сказки «Теремок» дети могут показать себя мышкой, лягушкой, зайчиком и др. Для рассматривания иллюстраций использую книжки-игрушки, тематическое лото, предметные картинки, альбомы, вместе с малышами составляем небольшие рассказы. При ознакомлении с окружающим использую картинки «Дети играют». Наблюдение показывает, что после рассматривания картинок у детей возникает желание перевести свои впечатления в игровые действия с развернутым сюжетом: «Лечим куклу Таню», «Скорая помощь едет к больной кукле» и др.

Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют  его кругозор. Постепенно подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т.д.. Ребенок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» с взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях; может себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысенькой и т.д.

Все умения и навыки, которые  ребёнок приобретает в игре, связаны  с развитием речи. У детей формируется  интерес к игре, желание участвовать  в ней, ставить и реализовать  свои цели.

 

Список литературы.

1.Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика развития речи  и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2Алексеева М.М., Ушакова  О.С. Взаимосвязь задач речевого  развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности  у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

4.Л.В.Белкина, «Адаптация  детей раннего возраста к условиям  ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

6. Воробьева В.К. Методика  развития связной речи у детей  с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. -- М.: ACT: .

7. Выгодский Л.С.Собрание  сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.

8. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

10.Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.

11. Занятия по развитию  речи в детском саду. Программа  и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

12. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

13. Ушакова О.С. Работа  по развитию связной речи в  детском саду (старшая и подготовительная  к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

14. Ушакова О.С. Работа  по развитию связной речи (младшая  и средняя группа) // Дошкольное  воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

15.Кравцова Е.Е. "Разбудить  в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 2007


Информация о работе Развитие речи младшего дошкольного возраста через формирование сюжетно – ролевой игры