Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:28, доклад
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Не всегда малыши могут
самостоятельно переносить действия,
показанные мною, с одной игрушки
на другую. В таких случаях предлагаю
им другие игрушки, с которыми можно
выполнять аналогичные
1 день:
-вешаю над игрушечным умывальником полотенце, кладу мыло (предмет-заместитель);
-игра детей с новым игровым материалом (шуточное умывание);
-предлагаю детям умыться; спрашиваю, что делать, если у куклы Зины грязные руки, а мишка запачкал нос.
2 день:
-вношу в группу новую одежду для кукол (пальто, шапка);
-привлекаю внимание детей к новым игрушкам. В ситуации «Кукла пришла в одежде» (в пальто, в шапке), спросить, «Что надо сделать, чтобы ей не было жарко». Поиграть вместе с детьми.
3 день:
-вношу в группу игрушечные
овощи и геометрические
-рассматриваем игрушечные овощи, называем, вспоминаем их вкусовые качества. Если это геометрические фигуры, спрашиваю, на что они похожи.
4 день:
-вношу новую куклу, обращаясь к ней от своего имени (кукла плачет, смеётся, гулит);
-помогаю двум-трем детям
развернуть совместную игру «в
семью», используя предложенный
на этой неделе игровой
5 день:
-смотрим, в каком состоянии
находятся игрушки в групповой
комнате и на участке, в
При учете самостоятельной игровой деятельности отмечаю:
-какой вид самостоятельной
деятельности дети
-с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам;
-во что играют (сюжет игры);
-как играют: эмоциональная
выразительность детей в игре,
характеристика их игровых
-играют вместе с воспитателем или самостоятельно, ставит ли ребенок сам игровые задачи;
-взаимоотношение детей в игре;
-принятие роли (роль в действии; роль, обозначенная словом).
-употребляют ли слова
в единственном и
-используют ли простые
и распространенные
Ежедневно отмечаю лишь то, что является новым по сравнению с предыдущей характеристикой игры детей. Для закрепления цвета использую игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы» и др. В повседневной жизни также обращаю внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мы часто с малышами наблюдаем за окружающими, связывая их с игрой. При этом внимание детей направляю на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагаю: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам, где у нас утюг?». Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Алеша, играет с Олей, лечит ее, ставит градусник. Я подсказываю: «Ты лечишь Олю», постепенно фиксирую внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале её предлагаю малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».
Так я формирую у детей
начальные навыки ролевого поведения,
умению связывать ряд действий с
названием роли и атрибутами, необходимыми
для этой роли; а также согласовывать
существительные с глаголами, составлять
фразы из трех-четырех слов. Общим
в сюжетно-ролевых играх и
Игры-занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. Длительность их пятнадцать-двадцать минут. Стараюсь планировать каждую из серий занятий, представить в следующей последовательности:
а)игры-занятия с куклой;
б)игры-занятия со строительным материалом;
в)инсценировки литературных сюжетов.
Игры-занятия с куклой.
Предлагаю детям такие
серии: «Встреча куклы», «Уход за куклой»,
«Лечение куклы», «К кукле приходят
гости» и др. Использую игры-занятия
с куклой как своеобразный образец
для подражания, выполнения игровых
действий и нравственных взаимоотношений,
стараюсь обогатить самостоятельную
деятельность детей. Кроме того, с
помощью игр развиваю способности
детей к более устойчивому
проявлению добрых чувств, активности,
целеустремленности. Планирование нескольких
видов игр-занятий позволяет
Кукла у детей становится любимой игрушкой, в игре она выступает в роли бабушки, сестрички, братика. Дети выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу действовать, они одновременно обучаются действовать сами. Поведение детей в игре изменяется. Так в самостоятельной игре дети вместе строят мебель для куклы, домик и т.д.
Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед» и т.д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшей у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Для расширения и углубления знаний и впечатлений о заботе «родителей о детях» использую художественную литературу: В.Карасева «Прилетели гули», Е.Благинина «Вот как мама угодила», Т.Волгина «В ясли Танечка идет». Предлагаю рассмотреть картину «Повар готовит обед». Во время рассматривания картины привлекаю малышей к составлению небольшого рассказа, отвечать на вопросы двумя-тремя словами. Таким образом, игры-занятия, как одно из средств организации воспитательно-образовательной работы, влияет на образование в коллективе прочных игровых группировок, появление инициаторов игр. У малышей появляется умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, которое находит прямое отражение в монологической речи.
Я использую в играх уголки «Ряженья», «Наша сказка», которые являются прекрасным средством для театральной деятельности. Малыши любят наряжаться в разные наряды, перевоплощаться в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т.д.).
Для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно некоторые звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с куклами настольного театра, действовать с игрушкой, умению соотносить свои движения со словом.
На третьем году жизни малыши уже могут сами сопровождать слова взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи. Театральные игры решают задачу развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражания, развития воображения, способности выражать основные чувства мимикой. Например, при обыгрывании сказки «Теремок» дети могут показать себя мышкой, лягушкой, зайчиком и др. Для рассматривания иллюстраций использую книжки-игрушки, тематическое лото, предметные картинки, альбомы, вместе с малышами составляем небольшие рассказы. При ознакомлении с окружающим использую картинки «Дети играют». Наблюдение показывает, что после рассматривания картинок у детей возникает желание перевести свои впечатления в игровые действия с развернутым сюжетом: «Лечим куклу Таню», «Скорая помощь едет к больной кукле» и др.
Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Постепенно подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т.д.. Ребенок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» с взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях; может себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысенькой и т.д.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.
Список литературы.
1.Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика развития речи
и обучения родному языку
2Алексеева М.М., Ушакова
О.С. Взаимосвязь задач
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
4.Л.В.Белкина, «Адаптация
детей раннего возраста к
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
6. Воробьева В.К. Методика
развития связной речи у детей
с системным недоразвитием
7. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
8. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
10.Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.
11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
12. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
13. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
14. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
15.Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 2007