Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:59, курсовая работа
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы, цель которой – представить анализ развития речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа) и определить возможности ее улучшения.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Дана подробная характеристика методики пересказа, с помощью которой нами будет проведено исследование;
Представлен анализ данных, полученных в ходе эксперимента;
Разработана система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения через обогащение словарного запаса учащихся и написание изложений;
Проведен констатирующий этап эксперимента.
Введение 3
1. Диагностика речевого развития младших школьников: формирующий эксперимент 5
1.1 Характеристика методики пересказа, использованной в исследовании 5
1.2 Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента 7
2. Формирующий этап эксперимента: система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения 13
2.1 Обогащение словарного запаса учащихся 13
2.2 Написание изложений 16
3 Констатирующий этап эксперимента 21
Заключение 24
Список литературы 27
Содержание
Введение 3
1. Диагностика
речевого развития младших
1.1 Характеристика
методики пересказа,
1.2 Анализ
данных, полученных в ходе
2. Формирующий этап эксперимента: система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения 13
2.1 Обогащение словарного запаса учащихся 13
2.2 Написание изложений 16
3 Констатирующий этап эксперимента 21
Заключение 24
Список литературы 27
Настоящее исследование посвящено проблеме развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа).
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания1.
Развитие речи младших школьников связано в основном с обучением построению определенного типа текста (описание, повествование, рассуждение) без ориентации на стиль, обусловленный реальной речевой ситуацией. Однако учителю, формируя у школьников умения по созданию текста, нужно сегодня учитывать функционально-стилистическую специфику речевого высказывания.
Применительно к начальным классам эта задача находится в стадии теоретического и практического исследования2.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы, цель которой – представить анализ развития речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа) и определить возможности ее улучшения.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Предмет исследования в настоящей работе - развитие речи младших школьников.
Объект исследования – младшие школьники – ученики 2-х классов средней общеобразовательной школы №8.
В качестве методологической
базы исследования были использованы:
наблюдение, интервьюирование, определение
развития речи младших школьников с помощью
пересказа.
Цель методики: выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Материал: короткие рассказы, соответствующие возрасту.
Ход работы: учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.
Анализ результатов.
При изучении особенностей речевого развития надо обратить внимание на следующее.
Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: "О чем этот рассказ?", "О ком говорится в нем?", "Что удалось запомнить из данного рассказа?". После называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как данный персонаж сделал, что у него из этого получилось.
Если испытуемому удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.
К высокому уровню речевого развития необходимо отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста; пересказ осуществляется без повторного прочтения текста; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.
К среднему уровню речевого
развития можно отнести детей, сумевших
пересказать текст после
К низкому уровню речевого
развития обычно относятся дети с
пассивным отношением к задаче. После
нескольких предъявлений текста самостоятельный
пересказ осуществляется с трудом,
с большой помощью
Тексты для анализа речевого развития
Лгун
Мальчик стерег овец, и будто увидев волка, стал звать: "Помогите, волк! волк!". Мужики прибежали и видят, неправда. Так сделал он и два, и три раза, случись – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорее, волк!". Мужики подумали - опять по-всегдашнему обманывает - и не послушали его. Волк видит - бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
(Л.Н.Толстой)
Кто как одет
Дни стали ненастные, по ночам холодно, и на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли.
Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы - в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится!
(Э.Шим)
По представленной в предыдущем параграфе методике нами были проанализированы ученики 2 «а» и 2 «б» классов средней общеобразовательной школы №8 г. Красноярска.
Всего в исследовании приняло участие 38 детей 7-8 лет.
Данное исследование проходило в 3 этапа:
Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития речи у учащихся второго класса.
Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи у учащихся второго класса.
Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие связной речи у учащихся второго класса.
Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:
1. Низкий уровень - после 2-3 предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется детьми с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное "бурчание под нос", отказ от пересказа. Для пересказа использовался только первый текст.
2. Средний уровень - дети сумели пересказать тексты после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Для пересказа использовались оба текста.
3. Высокий уровень – дети успешно справились с пересказом текста; пересказ осуществляется без повторного прочтения текста; испытуемые обошлись без подсказок и наводящих вопросов; сумели передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста. Для пересказа использовались оба текста.
Результаты диагностики отражены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1. - Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе
уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел | |
2 а и 2 б классы |
32% |
12 |
45% |
17 |
24% |
9 |
Таким образом, на высоком уровне в классе находятся 32% учащихся. На среднем уровне находятся 45% учащихся. На низком уровне в классе находятся 24% учащихся. Т. о большинство учащихся 2 класса находятся на среднем уровне развития связной речи.
Рисунок 1. – Уровни развития речи младших школьников: формирующий эксперимент
Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 2 класса.
Кроме того, при работе с детьми нами было уделено особое внимание следующим критериям:
Каждый из данных критериев оценивался по пятибальной системе, где «5» - наиболее высокая оценка, а «1» - низкая.
Данные исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. – Анализ составляющих пересказа учениками 2 класса СОШ №8.
Ученик |
Внимание и сосредоточенность ребенок при чтении текста |
Быстрота начала пересказа |
Отсутствие повторов текста |
Отсутствие помощи со стороны взрослого при пересказе |
Отсутствие со стороны ребенка уточняющих вопросов |
Подробность пересказа |
Отсутствие отклонений от темы |
Быстрота речевого высказывания |
Сложность высказывания |
Отсутствие оговорок и повторов |
Активное использование |
Использование метафор |
Степень понимания адекватности смысла,
эмоциональное отношение к |
1. Кирюхина Е. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2. Попов С. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3. Александров З. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4. Кондратьева А. |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Колпаков Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6. Молчанов В. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
7. Корпач Н. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
8. Жижин А. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
9. Мурзина В. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
10. Афанасьева З. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
11. Шнейдер Д. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
12. Дубинина М. |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
13. Колпачкова А. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
14. Молнин К. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
15. Акимова А. |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
16. Петров А. |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17. Уварова Л. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18. Колоскова А. |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19. Пантелейкин В. |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
20. Карпенко Д. |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
21. Пододеяльников Н. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
22. Красин Е. |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
23. Обухова Л. |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
24. Яковлев Р. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
25. Куренос И. |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
26. Копейкин Ю. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
27. Лаврушева А. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28. Каплунова О. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
29. Писаревская Т. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
30.Жуков Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
31. Моржова Л. |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32. Хренова Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
33. Обкина Ю. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
34. Гридина Ю. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
35. Моргачев М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
36. Ивлев Н. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
37. Куропатика Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
38. Денер С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Информация о работе Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения