Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы, цель которой – представить анализ развития речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа) и определить возможности ее улучшения.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Дана подробная характеристика методики пересказа, с помощью которой нами будет проведено исследование;
Представлен анализ данных, полученных в ходе эксперимента;
Разработана система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения через обогащение словарного запаса учащихся и написание изложений;
Проведен констатирующий этап эксперимента.

Содержание работы

Введение 3
1. Диагностика речевого развития младших школьников: формирующий эксперимент 5
1.1 Характеристика методики пересказа, использованной в исследовании 5
1.2 Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента 7
2. Формирующий этап эксперимента: система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения 13
2.1 Обогащение словарного запаса учащихся 13
2.2 Написание изложений 16
3 Констатирующий этап эксперимента 21
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Развитие речи практика.docx

— 76.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Диагностика  речевого развития младших школьников: формирующий эксперимент 5

1.1 Характеристика  методики пересказа, использованной  в исследовании 5

1.2 Анализ  данных, полученных в ходе констатирующего  этапа эксперимента 7

2. Формирующий  этап эксперимента: система развития  речи младших школьников на  уроках литературного чтения 13

2.1 Обогащение  словарного запаса учащихся 13

2.2 Написание  изложений 16

3 Констатирующий  этап эксперимента 21

Заключение 24

Список литературы 27

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящее исследование посвящено  проблеме развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа).

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной  речи обеспечивают и в большей  мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса  русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая  составная часть содержания, то звено, которое органически связывает  все части начального курса языка  и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания1.

Развитие речи младших школьников связано в основном с обучением построению определенного типа текста (описание, повествование, рассуждение) без ориентации на стиль, обусловленный реальной речевой ситуацией. Однако учителю, формируя у школьников умения по созданию текста, нужно сегодня учитывать функционально-стилистическую специфику речевого высказывания.

Применительно к начальным  классам эта задача находится в стадии теоретического и практического исследования2.

Таким образом, все вышесказанное  подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы, цель которой  – представить анализ развития речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа) и определить возможности ее улучшения.

Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:

  • Дана подробная характеристика методики пересказа, с помощью которой нами будет проведено исследование;
  • Представлен анализ данных, полученных в ходе эксперимента;
  • Разработана система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения через обогащение словарного запаса учащихся и написание изложений;
  • Проведен констатирующий этап эксперимента.

Предмет исследования в настоящей  работе - развитие речи младших школьников.

Объект исследования – младшие школьники – ученики 2-х классов средней общеобразовательной школы №8.

В качестве методологической базы исследования были использованы: наблюдение, интервьюирование, определение развития речи младших школьников с помощью пересказа. 

1. Диагностика речевого  развития младших школьников: формирующий эксперимент

1.1 Характеристика  методики пересказа, использованной в исследовании

 

Цель методики: выявить  особенности речевого развития детей  младшего школьного возраста.

Задачи:

  • на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.

Материал: короткие рассказы, соответствующие возрасту.

Ход работы: учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.

Анализ результатов.

При изучении особенностей речевого развития надо обратить внимание на следующее.

  • Особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребенок при чтении текста; степень его заинтересованности, вовлеченности в работу, просит ли он повторить текст).
  • Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после прочтения, сколько раз пришлось повторить текст); пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь; задает ли ребенок уточняющие вопросы; с чего начинается пересказ, насколько он подробен, имеются ли отклонения от темы, наличие комментариев. Нужно отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет; имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ "своими словами", насколько богат словарный запас ребенка или же пересказ ведется близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выяснить, воспринимает ли испытуемый метафору, как он ее понимает, владеет ли ею сам.
  • Особенности отношения к смысловому содержанию текста; степень понимания адекватности смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нем.

Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: "О чем этот рассказ?", "О ком говорится  в нем?", "Что удалось запомнить  из данного рассказа?". После называния  основного персонажа рассказа можно  спросить, что и как данный персонаж сделал, что у него из этого получилось.

Если испытуемому удалось  без подсказок быстро пересказать  текст, желательно спросить его о  смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.

К высокому уровню речевого развития необходимо отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста; пересказ осуществляется без  повторного прочтения текста; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих  вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически  правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

К среднему уровню речевого развития можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью  экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к  предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном  произношении логически правильно построенных фраз.

К низкому уровню речевого развития обычно относятся дети с  пассивным отношением к задаче. После  нескольких предъявлений текста самостоятельный  пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное "бурчание под нос", отказ от пересказа ("Я не могу", "у меня не получится").

Тексты для анализа  речевого развития

Лгун

Мальчик стерег овец, и будто  увидев волка, стал звать: "Помогите, волк! волк!". Мужики прибежали и  видят, неправда. Так сделал он и  два, и три раза, случись – и  вправду набежал волк. Мальчик  стал кричать: "Сюда, сюда скорее, волк!". Мужики подумали - опять по-всегдашнему  обманывает - и не послушали его. Волк видит - бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Л.Н.Толстой)

Кто как одет

Дни стали ненастные, по ночам  холодно, и на огороде стали овощи  убирать, чтобы не погибли, не померзли.

Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы - в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и  все без застежек. Она холода не боится!

(Э.Шим)

1.2 Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента

 

По представленной в предыдущем параграфе методике нами были проанализированы ученики 2 «а» и 2 «б» классов средней общеобразовательной школы №8 г. Красноярска.

Всего в исследовании приняло  участие 38 детей 7-8 лет.

Данное исследование проходило  в 3 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития речи у учащихся второго класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи у учащихся второго класса.

Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса  упражнений на развитие связной речи у учащихся второго класса.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - после 2-3 предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется детьми с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное "бурчание под нос", отказ от пересказа. Для пересказа использовался только первый текст.

2. Средний уровень - дети сумели пересказать тексты после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Для пересказа использовались оба текста.

3. Высокий уровень – дети успешно справились с пересказом текста; пересказ осуществляется без повторного прочтения текста; испытуемые обошлись без подсказок и наводящих вопросов; сумели передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста. Для пересказа использовались оба текста.

Результаты диагностики  отражены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. - Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

уровни

Высокий

Средний

Низкий

%

чел

%

чел

%

чел

2 а и 2 б классы

32%

12

45%

17

24%

9


 

Таким образом, на высоком  уровне в классе находятся 32% учащихся. На среднем уровне находятся 45% учащихся. На низком уровне в классе находятся 24% учащихся. Т. о большинство учащихся 2 класса находятся на среднем уровне развития связной речи.

Рисунок 1. – Уровни развития речи младших школьников: формирующий эксперимент

 

Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять  уровень развития связной речи у учащихся 2 класса.

Кроме того, при работе с детьми нами было уделено особое внимание следующим критериям:

  • Внимание и сосредоточенность ребенок при чтении текста;
  • Быстрота начала пересказа;
  • Отсутствие повторов текста;
  • Отсутствие помощи со стороны взрослого при пересказе;
  • Отсутствие со стороны ребенка уточняющих вопросов;
  • Подробность пересказа;
  • Отсутствие отклонений от темы;
  • Быстрота речевого высказывания;
  • Сложность высказывания;
  • Отсутствие оговорок и повторов;
  • Активное использование словарного запаса;
  • Использование метафор;
  • Степень понимания адекватности смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нем.

Каждый из данных критериев  оценивался по пятибальной системе, где «5» - наиболее высокая оценка, а «1» - низкая.

Данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. – Анализ составляющих пересказа учениками 2 класса СОШ  №8.

Ученик

Внимание и сосредоточенность  ребенок при чтении текста

Быстрота начала пересказа

Отсутствие повторов текста

Отсутствие помощи со стороны взрослого  при пересказе

Отсутствие со стороны ребенка  уточняющих вопросов

Подробность пересказа

Отсутствие отклонений от темы

Быстрота речевого высказывания

Сложность высказывания

Отсутствие оговорок и повторов

Активное использование словарного запаса

Использование метафор

Степень понимания адекватности смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нем

1. Кирюхина Е.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

2. Попов С.

5

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

4

5

3. Александров З.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

4

4. Кондратьева А.

5

5

3

5

5

4

5

5

4

5

5

5

5

5. Колпаков Н.

5

5

5

5

5

4

4

5

4

5

4

4

5

6. Молчанов В.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

3

4

7. Корпач Н.

5

4

5

5

5

4

4

4

5

3

4

5

4

8. Жижин А.

5

4

4

5

5

5

4

4

4

4

5

4

4

9. Мурзина В.

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

5

4

3

10. Афанасьева З.

5

4

5

5

5

4

4

4

4

3

3

3

4

11. Шнейдер Д.

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

12. Дубинина М.

5

4

5

5

5

4

5

4

3

4

4

4

4

13. Колпачкова А.

4

4

3

4

4

4

3

3

4

3

4

3

4

14. Молнин К.

4

3

3

3

3

4

4

3

3

3

4

3

3

15. Акимова А.

4

4

4

3

3

3

4

3

3

4

4

3

3

16. Петров А.

5

3

4

3

4

3

4

3

3

3

3

3

3

17. Уварова Л.

4

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

18. Колоскова А.

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

19. Пантелейкин В.

4

3

3

3

5

4

4

3

3

3

3

3

4

20. Карпенко Д.

5

3

3

3

3

3

3

3

4

4

3

3

4

21. Пододеяльников Н.

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

22. Красин Е.

4

4

4

3

5

4

3

3

3

3

3

3

3

23. Обухова Л.

4

2

4

3

3

4

4

3

3

3

3

3

3

24. Яковлев Р.

4

4

4

4

3

4

3

4

3

3

4

3

3

25. Куренос И.

4

4

4

3

3

4

4

4

4

3

3

3

3

26. Копейкин Ю.

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

27. Лаврушева А.

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

28. Каплунова О.

4

3

3

3

3

5

5

3

3

3

3

3

3

29. Писаревская Т.

4

3

3

3

3

4

4

3

3

3

3

4

4

30.Жуков Р.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

31. Моржова Л.

4

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

32. Хренова Г.

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

33. Обкина Ю.

3

3

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2

2

34. Гридина Ю.

3

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

35. Моргачев М.

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

1

2

36. Ивлев Н.

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

37. Куропатика Л.

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

38. Денер С.

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

Информация о работе Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения