Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость темы настоящей работы, цель которой – представить анализ развития речи младших школьников на уроках литературного чтения (с помощью пересказа) и определить возможности ее улучшения.
Для того, чтобы данная цель была достигнута нами в полном объеме, в работе последовательно будут решены следующие задачи:
Дана подробная характеристика методики пересказа, с помощью которой нами будет проведено исследование;
Представлен анализ данных, полученных в ходе эксперимента;
Разработана система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения через обогащение словарного запаса учащихся и написание изложений;
Проведен констатирующий этап эксперимента.

Содержание работы

Введение 3
1. Диагностика речевого развития младших школьников: формирующий эксперимент 5
1.1 Характеристика методики пересказа, использованной в исследовании 5
1.2 Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента 7
2. Формирующий этап эксперимента: система развития речи младших школьников на уроках литературного чтения 13
2.1 Обогащение словарного запаса учащихся 13
2.2 Написание изложений 16
3 Констатирующий этап эксперимента 21
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Развитие речи практика.docx

— 76.65 Кб (Скачать файл)

б) Анализ текста.

-За что можно похвалить?

- Что удалось?

- А что по-другому можно  передать?

- Оцените работу по  памятке.

  1. Итог урока.

 

 

3 Констатирующий этап эксперимента

 

После введения представленных выше методов развития речи младших  школьников на уроках литературного  чтения нами был проведен контрольный  этап.

Цель контрольного этапа - сравнить анализ полученных результатов эксперимента направленного на развитие связной речи младших школьников 2 класса.

После применения различных  методов и приемов, направленных на развитие связной речи у младших  школьников, было проведено исследование уровня сформированности развития связной речи по методике применявшейся на констатирующем этапе.

Каждому ученику давалось задание аналогичное заданию, которое  было предложено на констатирующем этапе.

Были представлены следующие  тексты для пересказа.

Колышек

Вася Серов спешил в  школу. Неожиданно он споткнулся и растянулся во весь рост. Он посмотрел и увидел на дороге колышек. Мальчик быстро поднялся, отряхнул одежду и опять побежал. Вдруг он остановился и подумал, что и другие люди могут упасть, как он.  Вася  вернулся, выдернул колышек и побежал дальше.

(по Н.Надеждиной)

Ежик

Вдруг заметил ёжик в голубой  луже голубую звезду. Тоже хотел  наколоть – да не вышло. Подумал  он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

Пошёл тёмной ночью серый  ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.

А утром под лопухом  вместо голубой звезды нашёл большое  красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

(по Г. Циферову)

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Сравнительный анализ контрольного этапа

уровни

Высокий

Средний

Низкий

%

чел

%

чел

%

чел

2 а и 2 б классы

37%

14

53%

20

11%

4


 

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учащихся 2 классов средней общеобразовательной школы №8 уровень развития связной речи повысился не значительно. Но все же степень развития связной речи улучшилась. Таким образом, упражнения, проведенные с детьми в процессе обучения развития связной речи, положительно повлияли на развитие связной речи.

Рисунок 3. - Уровни развития речи младших школьников: констатирующий эксперимент

 

Для большей наглядности, в таблице 4 и рисунке 3. Представлена динамика уровня развития связной речи у учащихся 2 классов.

Таблица 4. - Динамика уровня развития связной речи у учащихся 2 классов СОШ №8

уровни

Высокий

Средний

Низкий

%

чел

%

чел

%

чел

Констатирующий этап

32%

12

45%

17

24%

9

Контрольный этап

37%

14

53%

20

11%

4


Рисунок 4. - Динамика уровня развития связной речи у учащихся 2 классов СОШ №8, чел.

 

Исходя из выше зафиксированных данных можно сказать о том, что в классах на высоком уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 2 человека или на 5%. На среднем уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 3 человека (8%). Данные показали, что на низком уровне развития связной речи количество учащихся уменьшилось на 5 человек (13%). Возможно уменьшение количества учащихся на низком уровне связано с проведением с дополнительных занятий.

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе настоящей  работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника  при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии  в зависимости от системы и  своеобразия учебного материала. Значительно  влияние специально подобранных  художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную  готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной  речи.

Специфическая структура  уроков русского языка по развитию речи предполагает создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать свои мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Структура уроков развития речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно-речевые умения, обеспечить возможность полноценной речевой коммуникации, используя новейшие технологии и методы работы. Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В целом система направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной  школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового  образования она способствует совершенствованию  речевой деятельности детей и  их речевому развитию.

Таким образом, говорить о  хорошей речи можно лишь в том  случае, если:

  • она богата и разнообразна
  • в ней  точно передано содержание высказываний;
  • в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
  • В качестве возможностей развития речи младших школьников на уроках литературного чтения нами были представлены такие, как обогащение словаря и изложение.
  • Обогащение словаря – знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре – очень важная составляющая развития речи младших школьников.
  • Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
  • Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:
  • а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;
  • б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Изложение - это письменные пересказы образцовых текстов.

Их роль состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать  школьников в составлении таких  текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.

Выделяют несколько видов  изложений: подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с творческим дополнением. Нам бы хотелось остановиться на изложении с творческим дополнением.

Творческие изложения  представляют собой переходную форму  от изложения к сочинению. Это  наиболее сложный вид работы и  для облегчения используется коллективная работа. Наиболее удобны для письменного  оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, реже письменно оформляется инсценирование рассказов.

После введения представленных выше методов развития речи младших  школьников на уроках литературного  чтения нами был проведен контрольный  этап.

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учащихся 2 классов средней  общеобразовательной школы №8 уровень  развития связной речи повысился  не значительно. Но все же степень  развития связной речи улучшилась. Таким образом, упражнения, проведенные  с детьми в процессе обучения развития связной речи, положительно повлияли на развитие связной речи.

Исходя из зафиксированных  данных можно сказать о том, что в классах на высоком уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 2 человека или на 5%. На среднем уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 3 человека (8%). Данные показали, что на низком уровне развития связной речи количество учащихся уменьшилось на 5 человек (13%). Возможно уменьшение количества учащихся на низком уровне связано с проведением с дополнительных занятий.

 

Список литературы

 

    1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. – 2000. - №4. - С.35-39.
    2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа. – 2003. - №4. - С.47-51.
    3. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. - №10. -С.41-44.
    4. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007. – 112 с.
    5. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 29 – 31.
    6. Колесова О В Развитие речи младших школьников при организации учебного сотрудничества на уроках // Вестник ППФ Н Новгород - 2003 - №3 - С 56 - 59
    7. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Метод обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
    8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
    9. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 1984. – № 3. – С. 32 – 35.
    10. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.
    11. Веренькова Н.В. Развитие речи младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/415803/

1 Веренькова Н.В. Развитие речи младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/415803/

2 Колесова О В Развитие речи младших школьников при организации учебного сотрудничества на уроках // Вестник ППФ Н Новгород - 2003 - №3 - С 56 - 59

3 В качестве примера изложения приводится одна из работу ученицы 2 а класса Кирюхиной Евгении.


Информация о работе Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения