Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 08:25, дипломная работа
Актуальность темы. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогике и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его умственного развития. Его осуществление происходит путём своевременного развития у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, то есть развитие первой сигнальной системы, которое осуществляется с помощью формирования у детей сенсорной культуры
(Минобразования
Государственное учреждение дополнительного профессионального
образования
«Институт развития образования Забайкальского края»
(ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»)
Факультет дошкольного и начального общего образования
Выпускная квалификационная работа
Развитие сенсорных
способностей у детей младшего дошкольного
возраста с помощью дидактических игр.
Исполнитель: Тюхменёва Л.В.
Руководитель: должность, ФИО руководителя
Допущен к защите декан ФДиНОО
________(подпись)____________
«____»__________________20____
Чита, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогике и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его умственного развития. Его осуществление происходит путём своевременного развития у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, то есть развитие первой сигнальной системы, которое осуществляется с помощью формирования у детей сенсорной культуры. Исследования, проведённые психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающие перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения букв, в пропорции рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающие успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом ранние периоды детства.
В общих положения во ФГОС отмечено , что программа должна быть реализована в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Сенсорное воспитание является частью образовательной области «Познавательное развитие» и предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Поэтому тема «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» является актуальной.
Исследованием данной проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Подъякова, А.П. Усова, Ш.А. Абдулова,Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новосёлова, Э.Г. Пилюгина и другие.
Проблема исследования – как наиболее эффективно развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие – исследование возникает между необходимостью эффективного развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста и недостаточностью использования дидактических игр.
Проблема исследования и противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».
Объект исследования – сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство сенсорного развития.
Гипотеза исследования – предположение о том, что тренировка сенсорных систем ребёнка с помощью дидактических игр способствует развитию восприятия.
Цель исследования – выявление особенностей сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы понятия «дидактические игры»;
– рассмотрены психолого-педагогические основы формирования сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр;
– поставлена опытно-экспериментальная работа по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:
– анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов);
– опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, наблюдение, количественно-качественная обработка результатов исследования.
Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании дидактических игр для формирования сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Практическое значение исследования обусловлено тем, что рассмотренные дидактические игры могут быть полезны воспитателям детских садов и дошкольных учреждений.
Исследование осуществлялось на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад№28» Г.Чита Забайкальского края. В эксперименте принимали участие 12 детей. Исследование проводилось в течение 2014-2015гг. и осуществлялось в несколько этапов:
– определение проблемы и темы исследования, формулирования научного аппарата, изучение теоретического материала по теме, построение критериально-диагностической базы исследования, проведение констатирующего этапа эксперимента;
– реализация программы эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных;
– подведение итогов экспериментальной работы, обобщение материалов и результатов исследования, формулирование выводов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Задачей данного параграфа является раскрытие понятия и сущности дидактической игры.
В.Л. Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития .
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Игра (в психологии развития) – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игрой называют также некоторые формы поведения животных.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра – это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов
Игра дидактическая [греч. didaktikos – поучительный] – специиально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие игры дидактические составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию и в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усваивание норм поведения и деятельность дошкольников.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру..[2]
В американских детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866-1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. [2]
Однако, известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [5].