Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 08:25, дипломная работа
Актуальность темы. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогике и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его умственного развития. Его осуществление происходит путём своевременного развития у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, то есть развитие первой сигнальной системы, которое осуществляется с помощью формирования у детей сенсорной культуры
Дата проведения: октябрь 2014 г.
Задачи:
– провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие цвета, формы, величины;
– зафиксировать полученные данные в таблицу.
Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), двух разных величин (большой, маленький).
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Задание 1. Определение величины предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
- |
Мария Б. |
- |
Теймур Г. |
+ |
Арсений Д. |
- |
Светлана Ж. |
+ |
Матвей И. |
+ |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
- |
Елизавета К. |
- |
Максим К. |
- |
Кирилл С. |
- |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
5 |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
7 |
Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.
Таблица 2
Задание 2. Определение цвета предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
- |
Мария Б. |
+ |
Теймур Г. |
- |
Арсений Д. |
- |
Светлана Ж. |
- |
Матвей И. |
+ |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
- |
Елизавета К. |
- |
Максим К. |
- |
Кирилл С. |
- |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
4 |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием) |
8 |
Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.
Таблица 3
Задание 3. Определение формы предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
- |
Мария Б. |
+ |
Теймур Г. |
- |
Арсений Д. |
- |
Светлана Ж. |
- |
Матвей И. |
- |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
- |
Елизавета К. |
- |
Максим К. |
- |
Кирилл С. |
- |
Ксения Ч. |
- |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
2 |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
10 |
У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.
Данные трех диагностик выведем в общую таблицу.
Таблица 4
Сформированность сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (%) на констатирующем этапе
Диагностика |
Кол-во человек, % |
Задание 1 |
5 человека, 42% |
Задание 2 |
4 человек,33% |
Задание 3 |
2 человек, 17% |
Итак, на основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно. Выдвигаем гипотезу о том, что при активном использовании дидактических игр результаты детей улучшатся.
Задачей данного параграфа является исследование выдвинутой гипотезы и проведение формирующего этапа эксперимента.
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента.
Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников.
При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности.
Формирующий этап длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем.
Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
Время проведения: ноябрь 2014 г. – февраль 2015 г.
Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: дидактические игры на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.
Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
– «Спрячь мышку». Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
– «Подбери по цвету». Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
– «У кого какое платье». Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.
Дидактические игры на развитие восприятия формы:
– «Подбери фигуру». Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
– «Кому какая форма». Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.
– «Геометрическое лото». Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).
Дидактические игры на развитие восприятия величины:
– «Башня». Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
– «Что там?». Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки.
– «Сбор фруктов». Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Комплексная дидактическая игра:
– Лото «Цвет и форма». Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.
Дидактические игры проводились 2 – 3 раза в неделю в течение 1,5 месяца, продолжительностью 10-15 минут. Дидактическая игра используется не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Вова, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя». Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по клеточкам?» и т.п. В игре «Спрячь мышку» для создания положительных эмоций, использовалась игрушка кошки, дети достаточно живо на нее реагировали и быстро выполняли действия соответствующие содержанию игры. Дети были активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т.д.; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами, малое количество ошибок даже в сложных заданиях.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращали внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: «Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня».
В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это «Занимательная коробка», «Цветные вкладыши», «Найди чья будка», «Кто большой, кто маленький» и т. д.
Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр.
В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов: «А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?», «Какого цвета подать тебе кастрюлю?» и т.д.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей: «Какой величины кукла Даша, а какой Маша?». «Стефа, какую чашку мы дадим Даше?» – спрашивала воспитатель, - «А какую, Света, мы поставим Маше?», «Антон, а какого цвета чашка у Маши и Даши?», «А теперь Матвей, поставим куклам тарелки».
К примеру, разговор мог принимать следующую последовательность:
– Арсений, какую тарелку ты дашь Даше?
– Большую.
– А почему?
– Потому что она большая.
– Кто большая?
– Кукла.
– Молодец, Арсений, кукла Даша большая и ты ей поставил большую тарелку. А какую ты дал Маше?
– Маленькую.
– Молодец.
– А скажи, а какого цвета тарелки. У Даши какая?
– Синяя.
– Молодец, правильно, эта тарелочка синяя.
– Кирилл, а эта какого цвета?
– Жёлтая.
– Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета тарелка!