– Красная.
– Молодцы.
– А теперь Лиза скажет, что ещё
у нас здесь красного цвета?
– Чайник и кастрюля.
– Молодец, Лиза, правильно.
Были созданы соответствующие
условия и развивающая среда в группе
детского сада. Помимо различных дидактических
игр и пособий, таких, как «Собери любой
предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные
забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по
цвету, форме», «Геометрическая мозаика»,
разрезные картинки, складные кубики и
т. д., был организован сенсорный центр,
который пополнили специфическими дидактическими
материалами: клубками ниток, различной
фактуры тканями, прищепками, природным
материалом, емкостями с водой и песком
и многим другим. Здесь организовывалась
совместная деятельность воспитателя
с детьми, а также различные игры по желанию
детей.
Хотелось бы отметить, что дети с интересом выполняли
предложенные им задания. За время проведения
формирующего эксперимента был установлен
положительный, эмоционально-психологический
контакт с испытуемыми. В процессе проведенной
работы дети не только визуально изменили
свое отношение к сенсорной деятельности,
но и практически. Этому способствовали
знания и умения детей, которые они получали
в ходе формирующего этапа эксперимента.
Анализируя знания воспитанников на данном
этапе, мы отмечаем, что дети:
– успешно выделяют и учитывают
цвет, форму, величину, фактуру и другие
признаки предметов и явлений при выполнении
ряда практических действий;
– большинство умеют группировать
в соответствии с образцом предметы по
цвету, форме, величине и другим свойствам
при выборе из четырёх разновидностей;
– соотносят разнородные предметы
по цвету, форме, величине, фактуре;
– узнают в разнообразных цветовых
пятнах предметы или явления, имеющие
характерный цветовой признак (снег, трава,
апельсин и т.п.) в пятнах разной величины
медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
– активно используют «опредмеченные»
слова-названия для обозначения формы
(кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец),
цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);
– отбирают предметы необходимой
формы или цвета для развития самостоятельной
сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики»
или кубики определённого цвета, подбирают
детали нарядов для кукол в соответствии
с цветом их одежды);
– начинают активно пользоваться
общепринятыми словами-названиями цвета,
часто в отрыве от конкретного предмета
(синим он может называть и жёлтый, и зелёный
предмет).
Итак, результаты этого этапа эксперимента
показали, что дидактические пособия и
игры сочетают в себе все обучающие, развивающие
и воспитательные функции, с их помощью
осуществляются сенсорные операции, обогащающие
опыт ребенка, способствующие формированию
и развитию сенсорных способностей.
3.3 Анализ эффективности используемой
методики
по формированию сенсорных способностей
у детей младшего
дошкольного возраста
Задачей данного параграфа является
подтверждение или опровержение выдвинутой
гипотезы.
Контрольный эксперимент. После реализации деятельности,
направленной на сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста средствами
дидактических игр, был проведён контрольный
эксперимент по определению эффективности
проделанной нами работы.
Цель: Выявить уровень развития
младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы,
величины, участвующих в эксперименте.
Сравнить результаты констатирующего
и контрольного этапов.
При проведении тестовых испытаний
были использованы те же методики, что и в констатирующем
эксперименте, т.к. для измерения были
необходимы постоянные показатели, относительно
которых можно проследить динамику сенсорного
развития дошкольников в группе.
Время проведения: февраль –
март 2015 г.
На таблицах 5-7 показаны результаты проведения
теста после формирующего эксперимента.
Таблица 5
Задание 1. Определение величины
предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
+ |
Мария Б. |
+ |
Теймур Г. |
+ |
Арсений Д. |
+ |
Светлана Ж. |
+ |
Матвей И. |
+ |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
+ |
Елизавета К. |
- |
Максим К. |
+ |
Кирилл С. |
+ |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших
задание самостоятельно (или после показа) |
11 |
Количество детей, не выполнивших
задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
1 |
Таблица 6
Задание 2. Определение цвета
предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
- |
Мария Б. |
+ |
Теймур Г. |
+ |
Арсений Д. |
+ |
Светлана Ж. |
+ |
Матвей И. |
+ |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
- |
Елизавета К. |
+ |
Максим К. |
+ |
Кирилл С. |
+ |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших
задание самостоятельно (или после показа) |
10 |
Количество детей, не выполнивших
задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
2 |
Таблица 7
Задание 3. Определение формы
предметов
Ф.И. ребенка |
Результат |
Антон А. |
- |
Мария Б. |
+ |
Теймур Г. |
+ |
Арсений Д. |
+ |
Светлана Ж. |
+ |
Матвей И. |
+ |
Степан И. |
+ |
Стефания К. |
+ |
Елизавета К. |
- |
Максим К. |
- |
Кирилл С. |
- |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или
после показа) |
8 |
Количество детей, не выполнивших
задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
4 |
Данные трех диагностик выведем
в общую таблицу.
Таблица 8
Сформированность сенсорных
способностей у детей младшего дошкольного возраста (%) на контрольном
этапе
Диагностика |
Кол-во человек, % |
Задание 1 |
11 человека, 92% |
Задание 2 |
10 человек,83% |
Задание 3 |
8 человек, 67% |
Для наилучшего отражения результатов
эксперимента представим данные о динамике развития сенсорных
способностей у детей младшего дошкольного
возраста до начала эксперимента и в конце
эксперимента.
Рисунок 1
Динамика развития сенсорных
способностей
у детей младшего дошкольного возраста
на контрольном этапе эксперимента
Сравнительный анализ контрольного
эксперимента позволил сделать вывод
о том, что планомерная и систематическая
работа по сенсорному развитию посредством
дидактических игр у детей младшего дошкольного
возраста значительно влияет на сенсорное
развитие детей, и на развитие личности
дошкольника в целом. Это выразилось в
количественных и качественных показателях.
Дети лучше стали лучше различать цвета,
выделять предметы по форме и величине.
Итак, данные, полученные в ходе
эксперимента, подтверждают, что дидактические
игры повышают уровень сенсорного развития
младших дошкольников при условии
их планомерного и систематического использования
в работе. Полученные положительные результаты
в ходе экспериментальной работы подтверждают
правильность и верность, выдвинутой нами
гипотезы: сенсорное развитие младших
дошкольников посредством дидактической
игры будет идти эффективней, при организации
определенных условий. Таким образом,
гипотеза исследования доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания выпускной
квалификационной работы была изучена тема «Развитие
сенсорных способностей у детей младшего
дошкольного возраста с помощью дидактических
игр», а именно вопросы:
– теоретические основы понятия
«дидактическая игра»;
– психолого-педагогические
основы формирования сенсорных способностей детей младшего
дошкольного возраста с помощью дидактических
игр.
В ходе написания работы был
поставлен эксперимент по развитию сенсорных способностей
детей младшего дошкольного возраста
с помощью дидактических игр, а также сделаны
следующие выводы:
– в ходе первого констатирующего
эксперимента нами было выявлено, что
у большинства детей не достаточно сформировано
сенсорное восприятие цвета, формы, величины,
что подтвердило необходимость разработки
форм, методов, средств, формирующих представления
о сенсорных эталонах цвета, формы и величины;
– в ходе экспериментальной работы
были выявлены и научно обоснованы условия
сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста, если: подобрать комплекс дидактических
игр, соответствующих по цели развитию
сенсорных способностей у детей, с постепенным
переходом от простого к сложному; просвещение
педагогов и родителей в области сенсорного
развития детей; создание развивающей
среды в группе детского сада;
– после окончания эксперимента явилось
характерным увеличение показателей уровня
сенсорного развития детей. Это подтвердило
гипотезу о том, что тренировка сенсорных
систем ребёнка с помощью дидактических
игр способствует развитию восприятия.
Таким образом, цели и задачи
исследования выполнены, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ
- Абраменкова В.В. Игра формирует
душу ребенка //Мир психологии. – 1999. - №4.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977. - 303 с.
- Ачканова Е. Дети с нарушениями
зрения рисуют портрет человека // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - с. 84-88.
- Безруких М.М. Сенсомоторное
развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
- Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное
воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
- Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного
детства. – М.: Академический Проект:
Гаудеамус, 2005.
- Богаченко, Е.А. Игра как современный
метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа.
– 2010. - № 6. – С. 16-18.
- Бондаренко А.К. Дидактические
игры в детском саду. – М., 1991.
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры
и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,
1988. – 160 с.
- Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение,
1972. - 142 с.
- Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной
культуры ребенка: книга для воспитателей
детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г.
- М.: Просвещение , 1998.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное
воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. –
с.14.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
- Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
/ Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез,
2011.
- Выготский Л.С. Психология.
– М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Гаврилушкина О.П., Соколова
Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных
дошкольных учреждений - М.: Лист, 1993. –
120с.
- Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада
- М.: Просвещение, 1981. - 70с.
- Гербова В.В. Воспитание и развитие
детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова,
И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой.
- М.: Просвещение, 2000.
- Глушкова, Г. Игра или упражнение
// Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия
у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
- Гризик Т.И. Ловкие пальчики:
пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой
деятельности. Система работы в первой младшей группе
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание.
- 2004. - №22. - с. 70-72.
- Дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию дошкольников.
Пособие для воспитателя дет. сада. Под
ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.
- Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному
воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова
И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
- Дубровская Н.В. Цвет и особенности
его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
- Дошкольная педагогика (конспект
лекций). - М.: «Приор-издат», 2002. - 192 с.
- Дошкольная педагогика. В 2 ч.
Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой,
П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
- Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.:
Издательский центр Академия , 1999. – 65с.
- Евтеева Т.В. Развитие музыкального
слуха дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - с. 69-70.
- Егорова Л.В. Некоторые особенности работы
со слабовидящими детьми // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1.
- с. 48-49.
- Ефремова Н. Учимся различать
цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание,
– 2002. – №12. – с. 20 – 21.
- Жичкина А. Значимость игры
в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4.
- с 2-6.
- Запорожец А.В. Сенсорное воспитание
дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
- Ильина М.Н. Развитие ребёнка
от первого дня жизни до шести лет: тесты
и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта,
2001.
- Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова
О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное
воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений.
– 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
- Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений
и восприятия у детей от младенчества
до младшего школьного возраста. - Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
- 25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику
и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с.76-78.
- Казаручик Г.Н. Дидактические
игры в экологическом воспитании дошкольников. – Мозырь, 2005.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед.
учеб. заведений, - М., Издательский центр
Академия, 1998. – 350 с.
- Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю
о детской игре /Под ред. Т.А. Марковой.
– М., 1988.
- Мусейибова Т. Генезис отражения пространства
и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.
- Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени
у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1972. -№2. - с. 48-55.
- Мухина В.С. Сенсорное развитие
дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд.
перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
- Муханова К., Колядина А. Сенсорное
развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - с. 3-9.
- Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста
с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2006. - 111 с.
- Николаева Т.В. Педагогическое обследование
ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2001.- 50 с.
- Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики
// 0бруч, -2006.-№2. с 15.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
–М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983. –
126 с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному
воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение,
1983.
- Психолого-педагогический словарь
для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений
- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544с.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия
в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж.: Учитель, 2006.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины
у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
- Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание
ребенка в процессе конструктивной деятельности //
Теория и практика сенсорного воспитания
в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
- Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова
В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
- Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной
стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.
- Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические
указаения – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.
- Сенсорное воспитание в детском
саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н.
Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.
- Симонова Л.П. Дидактические
игры как элемент воспитания / Л.П. Симонова
// Дополнительное образование. – 2004. -
№1. – С. 97 - 101с.
- Сольцева О.Г. Наши помощники
- органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007.
-№3. – с.4.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Издание пятое переработанное. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
- Тихеева Е.И. Воспитатель должен
не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.- С.90-93.
- Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного
развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965. –
160с.
- Удальцова Е.И. Дидактические
игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная газета, 2007.
- Урунтаева Г.А. Детская психология:
Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования, 6-е изд.
перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия,
2006.
- 36. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение,
2005.
- Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока
М.В. Формирование лементарных математических представлений
у детей с речевыми нарушениями / под общей редакцией
В.И. Черновой: Методическое пособие. -
Хабаровск, 2003.
- Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях
- М.: 1960 – 250с.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие
детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.