Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:56, реферат
В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: в английском языке – Special education, во французском – education speciale, в испанском – pedagogia especial, education especial, в немецком – Sonderpadagogik. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.
Введение……………………………………………………………………….
3
Развитие специальной педагогики за рубежом……………………………..
4
Валентин Гаюи………………………………………………………………...
8
Самуэл Гридли Хауи…………………………………………………………..
10
Луи Брайль …………………………………………………………………….
12
Энн Салливан…………………………………………………………………..
14
Хеллен Адамс Келлер .......................................................................................
15
Александр Грэхэм Белл……………………………………………………….
18
Мун Уильям……………………………………………………………………
19
Заключение……………………………………………………………………
22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Развитие специальной педагогики за рубежом…………………………….. |
4 |
Валентин Гаюи…………………………………………… |
8 |
Самуэл Гридли Хауи………………………………………………………….. |
10 |
Луи Брайль …………………………………………………………… |
12 |
Энн Салливан………………………………………………………… |
14 |
Хеллен Адамс
Келлер .............................. |
15 |
Александр Грэхэм Белл………………………………………………………. |
18 |
Мун Уильям……………………………………………………………… |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид). Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: в английском языке – Special education, во французском – education speciale, в испанском – pedagogia especial, education especial, в немецком – Sonderpadagogik. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. В отличие от европейских стран в США понятие special education охватывает проблемы образования всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и одаренных.
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ
Эпоха Возрождения(XV-XVII вв) в Европе. В это время зарождаются гуманистические тенденции в области медицины, когда врачи посещают монастыри и тюрьмы, ведут наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII столетия профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных.
Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение, Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.
Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Медицинскую линию изучения
природы и сущности слабоумия
продолжил Жан-Этьен-Доминик
Вторая половина XIX и начало
XX в. ознаменовались тем, что наряду
с клиническим изучением
Вопросами изучения этиологии
и анатомо-физиологической
Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.
Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII - начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.
Первые попытки обучения
детей с легкими формами
Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.
В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти XX в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.
На рубеже веков известный
итальянский педагог Мария
К началу XX в. в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей, по классификации различных ее проявлений, которые отличались неоднозначностью, разноплановостью, многообразием подходов и трактовок. Требовалась унификация в решении проблемы, поиск ведущего признака умственного развития ребенка, который можно было бы выразить с помощью числовых показателей. Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности - система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов.
Французский психолог Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа.
Таким образом, история зарубежной дефектологии и олигофренопедагогики характеризует основные направления в развитии коррекционной педагогики, показывает этапы ее становления, ведущие тенденции в разработке проблем выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию аномального развития ребенка, ее зависимость от социально-биологических условий и психобиологических причин, раскрывает картину титанической работы врачей, педагогов, психологов, общественных деятелей в разработке ведущих проблем коррекционной педагогики.
ВАЛЕНТИН ГАЮИ
Валентин Гаюи (1745-1822) – известный французский, педагог и новатор XVIII – XIX веков, один из первых тифлопедагогов, создатель первых учебных заведений для слепых, автор рельефного алфавита для незрячих, предшественник Луи Брайля.
Валентин Гаюи родился во Франции в деревне Сен-Жюст (близ города Амьен) 13 ноября 1745 года в семье бедного французского крестьянина-ткача.
У мальчика отмечался необычайный интерес к иностранным языкам, и это определило выбор его жизненного пути. Валентин, несмотря на все финансовые и социальные трудности, сумел получить в столице высшее образование и даже получил должность переводчика в МИДе. Помимо живых европейских языков, Гаюи владел латынью, греческим, древнееврейским, читал на нескольких восточных языках. Обретя стабильный источник доходов, Валентин женится, и у него родилась дочь, а затем сын. Молодому человеку предрекали блестящую карьеру чиновника в министерстве иностранных дел Франции.
В 1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили ещё одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых – «унциала».
Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.
Деятельность
Валентина Гаюи была замечена при
дворе Российской
империи. Российский императорАлександр
I в 1803 году направил Валентину предложение
создать в тогдашней столице России городеСанкт-Петербурге учебное заведение для людей
с полной или частичной потерей зрения, которое педагог принял и в
сентябре 1806 года прибыл в Петербург. В. Гаюи
нашёл учителей-энтузиастов, и когда школа
была готова открыться, из канцелярии
министерства просвещения Российской
империи пришёл ответ: «в России нет слепых
детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать
учеников, что было несложно – большую
часть он встретил в богадельне близ Смольного. Валентин Гаюи был готов не
только обучать слепых учеников, но и кормить
детей за свой счёт. Четыре года спустя
после приглашения Александра I, в 1807 году, император утвердил штат, устав
и бюджет Санкт-Петербургского института
рабочих слепых. Эту дату ныне считают
датой основания первого в России учебно-
В возрасте 72 лет Валентин Гаюи подаёт в отставку и покидает Россию.
19 марта 1822 года Валентин Гаюи скончался и был похоронен на Парижском кладбище Пер-Лашез.
Информация о работе Развитие специальной педагогики за рубежом