Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:56, реферат
В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование»: в английском языке – Special education, во французском – education speciale, в испанском – pedagogia especial, education especial, в немецком – Sonderpadagogik. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, так как сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.
Введение……………………………………………………………………….
3
Развитие специальной педагогики за рубежом……………………………..
4
Валентин Гаюи………………………………………………………………...
8
Самуэл Гридли Хауи…………………………………………………………..
10
Луи Брайль …………………………………………………………………….
12
Энн Салливан…………………………………………………………………..
14
Хеллен Адамс Келлер .......................................................................................
15
Александр Грэхэм Белл……………………………………………………….
18
Мун Уильям……………………………………………………………………
19
Заключение……………………………………………………………………
22
ДЖОН ДИКС ФИШЕР И САМУЭЛ ГРИДЛИ ХАУИ
Джон Дикс Фишер, основатель Школы Перкинса для слепых, долгое время проработал доктором. В то время в США считалось, что люди, страдающие слепотой, не могут стать достойными членами общества. Идея попытаться обучать их пришла к Фишеру после того, как он посетил первую в мире школу для слепых, основанною благотворителем Валентином Гаюи в 1784 году.
На должность директора школы Фишер утвердил своего друга Самуэла Гридли Хауи. В 1831 году Хауи вернулся в США, и он принял проект с характерным для него пылом, и направился в Европу, чтобы изучить проблему. Вернувшись в Бостон в июле 1832 года, он начал принимать слепых детей в доме своего отца, положив, таким образом, начало знаменитой Школе Перкинса для Слепых. К январю 1833 года все располагаемые средства были потрачены, но прогресс был настолько очевиден, что власти утвердили финансирование, увеличив его позже до 30 тысяч долларов в год, при условии, что институт будет обучать 20 бедных слепых из штата. Полковник T. Перкинс, известный бостонский торговец рабами, мехами и опиумом, предоставил школе на вечное пользование здание и землю по улице Pearl Street. Позже это здание было признано непригодным и полковник Перкинс дал согласие на его продажу, и в 1839 году учреждение переехало в бывшую гостиницу Mount Washington House в южном Бостоне. С тех пор учреждение стало известно как Институт Перкинса и Приют Массачусетса (или, с 1877 г, Школа) для Слепых.
Хауи был директором, жизнью и душой школы; он открыл центр по печатанию текстов на шрифте для слепых – первый в США, и привлёк внимание к деятельности всего института. Институт с его помощью стал одним из интеллектуальных центров американской филантропии, и получал всё большую и большую финансовую поддержку. В 1837 году, Хауи принял в школу Лору Бриджмен, слепую девочку, которая позже стала учительницей в школе. Она стала знаменитой как первая слепая с успехом получившая образование в США. Сам Хауи стал новатором многих методов тифлопедагогики, а также печатания книг по Брайлю. Руководя Институтом Перкинса, в конце своей жизни Хауи принял участие в организации большого числа подобных учреждений по всей стране.
В течение шести
лет число учеников возросло до шестидесяти.
Школа переехала в город
Школа Перкинса для слепых принимает активное участие в дебатах о расширении прав для лиц, страдающих слепотой. В октябре 2010 года директор школы Стивен М. Ротштейн присутствовал на подписании Бараком Обамой закона, гарантирующего людям с ограниченными возможностями полноправное участие в общественной жизни благодаря использованию ими новых цифровых коммуникационных технологий.
В июне 2012 года Школа Перкинса для слепых вместе с Национальным центром Хелен Келлер и Федеральным агентством по связи была выбрана для проведения пропаганды Национальной программы распространения оборудования для слепоглухих.
Известные ученики
• Лора Бриджмен (1829–1889) – американская поэтесса, первый известный слепоглухой человек, сумевший научиться говорить и получить образование.
• Энн Салливан (1866–1936) – американский педагог, известная как учительница Хелен Келлер.
• Хелен Адамс Келлер (1880–1968) – слепоглухая американская писательница, преподаватель и общественный деятель.
ЛУИ БРАЙЛЬ
Луи Брайль ( 4 января 1809, Кувре (пригород Парижа) — 6 января 1852, Париж) — французский тифлопедагог.
Родился 4 января 1809 года в семье сапожника в небольшом французском городке Кувре.
В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет
В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей, где он научился играть на пианино и органе.
В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву.
Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко.
И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно – демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия.
Читать такое письмо было намного проще, чем гигантские книги с рельефными буквами. Луи овладел этим методом, но разглядел и его недостатки. Армейский код был медленным, и на странице помещалось всего одно или два предложения, что годилось для переда-чи координат противника, но абсолютно не подходило для письма. Изобретение Барбье дало Луи творческий импульс, и он создал систе-му рельефно-точечного письма, позволявшую записывать буквы и цифры, химические и физические зна-ки. В 1824 году он ввел «ячейку», состоявшую из двух вертикальных рядов по 3 знака в каждом. Это давало 63 комбинации. Ощупывая каждую ячейку, человек может быстро и надежно распознать каждую букву. Это, разумеется, легче, чем ощупывать несколько линий рельефных букв системы Хауи.
Один великий ученый сказал, что каждое открытие или изобретение проходит в своем развитии 3 этапа. Первоначальная реакция окружающих: «это чепуха – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Затем – «в этом что-то есть», и потом – «это знают все». Столкнулся с этим и Брайль. В 1829 году он предложил свою систему совету института, но совет ее отверг. Главным аргументом было то, что разработанный шрифт неудобен для зрячих преподавателей. Несмотря на неодобрение ученых мужей, Брайль внедряет свой шрифт. У простых людей его система пользуется все большей и большей популярностью, и в 1837 году совет снова возвращается к ее рассмотрению. На сей раз Брайль получил поддержку.
Изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конце концов во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых – наилучшая. Брайль создает и специальный прибор для письма (напоминающий перфоратор), который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.
В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.
Так же Луи Брайль был талантливым музыкантом, кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку незрячим.
Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).
Умер 6 января 1852 года и был похоронен в родном городе. Луи Брайль умер 6 января 1852 года и похоронен в родном городке Кувре. В мае 1887-го в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
ЭНН САЛЛИВАН
Энн Салливан (14 апреля 1866 – 20 октября 1936) – американский педагог. Была широко известна как учительница Хелен Келлер.
Энн Салливан родилась в Фидинг Хиллс, штат Массачусетс, США. Её родители, Томас Салливан и Алиса Коэлси, были беднымиирландскими фермерами, покинувшими родину в 1847 году из-за Картофельного Голода. Отец Энн Салливан много пил, а также нередко обижал её, но именно он передал ей ирландские традиции и фольклор. Когда Энн было восемь лет, от туберкулеза умерла её мать, а в десятилетнем возрасте её и брата бросил отец, оставивший их в приюте в городе Тьюксбери. Салливан проводила все время со своим младшим братом-инвалидом Джимми (который, как и мать, страдал от туберкулеза), однако Джимми вскоре умер в приюте.
В три года у Энн
Салливан начались проблемы со зрением;
в пять лет она заразилась трахомой (
Она учила слепоглухую Хелен Келлер названиям вещей языком жестов по её ладони. В 1888 году они вместе поехали в Школу Перкинса, потом в Школу Райта-Хьюмасона для глухих в Нью-Йорке, потом в Кембриджскую школу для девушек, и, наконец, в колледж Рэдклифф. Келлер окончила Рэдклифф в 1904 году, и после этого они переехали в Уэретхэм Массачусетс.
В 1905 году Энн Салливан вышла замуж за профессора Гарвардского университета Джона А. Мэйси, который помогал Келлер с её автобиографией. Через несколько лет их брак начал распадаться. К 1914 году они расстались, хотя официально никогда не разводились. Салливан оставалась с Келлер в её доме, а также сопровождала её в поездках. В 1935 Энн Салливан полностью ослепла.
Она умерла в Нью-Йорке 20 октября 1936 года.
ХЕЛЛЕН АДАМС КЕЛЛЕР
Хеллен Адамс Келлер (англ. Helen Adams Keller; 27 июня 1880 – 1 июня 1968) – слепоглухая американская писа
Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 в имении Айви Грин в семье капитана Артура Келлера и Кейт Адамс Келлер. В первые полтора года жизни она была обычным здоровым ребёнком, пока в возрасте 19 месяцев её не поразила болезнь, которую врачи определили как «острая закупорка сосудов желудка и головного мозга». По-видимому, речь шла о скарлатине либо менингите. Болезнь продолжалась недолго, однако лишила Хелен слуха и зрения. К семи годам она придумала более 60 различных знаков, чтобы общаться с семьёй.
В 1886 её мать Кейт Келлер, вдохновленная примером успешного обучения слепоглухой Лоры Бриджман, который описал Чарльз Диккенсв своих «Американских записках», отправилась в Балтимор к доктору, специализировавшемуся на проблемах слепоглухих. Он познакомил её со знаменитым учёным Александром Беллом, который в то время работал с глухими детьми. Белл посоветовал родителям Хелен связаться со Школой Перкинса для слепых в Бостоне, штат Массачусетс, в которой ранее обучалась Бриджман. Школа выделила для Хелен учителя Энн Салливан, которой тогда было всего 20 лет и которая сама страдала расстройством зрения. Их встреча открыла период совместной работы длиной в 49 лет.
Салливан потребовала у отца, чтобы девочку изолировали от остальных членов семьи в маленьком доме в саду. Её первой задачей было внушить понятие о дисциплине непослушной Хелен. Прорыв в общении с ней случился, когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн к её руке, которые та совершала, обливая её руку холодной водой, означают понятие «вода». После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и новые названия для обозначения окружавших её предметов, включая подаренную ей куклу.
В 1888 Хелен начала посещать занятия в Школе Перкинса для слепых. В 1894 Хелен и Энн переехали в Нью-Йорк, где стали посещать Школу Райта-Хьюмасона для глухих.
В 1898 они вернулись в Массачусетс, где Хелен поступила в Кембриджскую школу для девушек и вскоре в 1900 получила разрешение на поступление в Колледж Рэдклифф.
Четырьмя годами раньше, в мае 1896 года, Марк Твен и Генри Роджерс, бизнесмен и филантроп, увидели шестнадцатилетнюю Келлер впервые в Нью-Йорке, в доме писателя-редактора Лоуренса Хуттена. В 1900 году Марк Твен, поклонник способностей и одаренности Хелен, обратился в письме к супруге своего друга Эмиль Роджерс. Твен отозвался о Хелен как об «удивительном ребенке» и выразил надежду, что ей не придется оставить учебу вследствие бедности. Он призвал Эмиль поговорить с Роджерсом, напомнить ему о том первом впечатлении, которое Хелен произвела на обоих четыре года назад и также поговорить с остальными главами «Стандард Оил» (Роджерс являлся совладельцем, вице-президентом и председателем исполнительного комитета компании) о том, что можно сделать для достойной награды мисс Келлер. Генри Роджерс отреагировал очень щедро. Он и его жена осуществили высшее образование для Хелен в Рэдклиффе. Они даже поддерживали Хелен, многие годы спустя, помесячной стипендией. То, что Хелен была благодарна, очевидно из посвящения её книги, «Мир, в котором я живу», в словах «Генри Роджерсу, моему дорогому другу в течение многих лет». На вкладыше личной копии самих Роджерсов она написала «Миссис Роджерс, лучшее из мира, в котором я живу, — это доброта друзей, таких, как Вы и мистер Роджерс». To Mrs Rogers..
В 1904 в возрасте 24 лет Хелен с отличием (cum laude) окончила Рэдклифф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.
В июле 1937 Хелен Келлер посетила префектуру Акита для того, чтобы узнать о Хатико – знаменитой собаке породы акита-ину, умершей в 1935. Она сообщила местным жителям, что хотела бы завести собаку этой породы. Через месяц ей подарили собаку по кличке Камикадзэ-го. Собака вскоре умерла от чумки, после чего в июле 1939 японское правительство подарило Хелен её старшего брата – Кэндзан-го.
Считается, что именно Келлер познакомила Америку с акита-ину через Камикадзэ-го и Кэндзан-го. В 1938 был утверждён стандарт породы (breed standard), и проведены нескольковыставок акита-ину, прервавшихся с началом Второй мировой войны. В «Дневнике Акиты» Келлер написала:
«Если существовал когда-либо ангел в шкуре, то это был Камикадзэ. Я знаю, что никогда не буду испытывать такую же нежность к никакому другому питомцу. Этот акита обладал всеми качествами, которые привлекают меня: кротость, общительность и надёжность».
Информация о работе Развитие специальной педагогики за рубежом