Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема………………………………………………5

Сущность понятия «способности»….………….………………………..5

Условия перехода природных задатков в способности…………….…10

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте……..14

ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческих

способностей учащихся начальных классов……………………….19

2.1. Изучение развития творческих способностей…………………......19

2.2. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся и педагога в творческой деятельности ………………….21





ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)
 

      ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

      ГОУ СПО ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства» 

      ПЦК общеобразовательных и гуманитарных дисциплин 
 
 

      Курсовая  работа на тему:

      «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнила:

                                                                                         Кутьина А.М.,

                                                                                        студентка 3 курса

                                                                                        специализации

                                                                                       «Эстрадное творчество»

                                                                                        Проверил:

                                                                           кан. пед. наук Кириллова В.М. 
 
 
 
 

      Тула, 2011

                                       ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3          

ГЛАВА 1.  Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема………………………………………………5                                                              

Сущность понятия  «способности»….………….………………………..5  

Условия перехода природных задатков в способности…………….…10

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте……..14 

ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческих

способностей  учащихся начальных классов……………………….19

2.1. Изучение развития творческих способностей…………………......19

2.2.   Организация  личностно-деятельностного взаимодействия

         учащихся и педагога в творческой деятельности ………………….21 

                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
 
 

                                                  Введение

              Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал  трудиться именно там, где он может  принести максимальную пользу. А для  этого школа должна помочь воспитанникам  найти свое место в жизни.

              Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии  в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в  кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное  отношение к учению тоже тесно  связано со способностями. Много  раз отмечалось в психолого –  педагогической литературе, что желание  учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

               Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

               Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка.                                   Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

               Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого  процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение  ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

               Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных  идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные  виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

               Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему нашего исследования мы обозначили как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”. 

Цель  исследования:

определить и  проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект  исследования:

развитие способностей детей школьного возраста.

Предмет исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника. 
 

Гипотеза  исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

- созданы условия,  способствующие развитию творческих  способностей, как в учебной, так  и во внеурочной деятельности  ученика;

- развивающая  работа с детьми строится на  диагностической основе;

Исходя  из цели, гипотезы и  учитывая специфику  предмета исследования, определены следующие  задачи: 

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема.

      1.1. Сущность понятия  – «способности»

            В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей.

Этой проблемой  занимались такие психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

            Итак, под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

            Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выгодскому).

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства  задатков, с одной стороны, и неоднозначных  связи этих задатков с итоговой успешностью  сложных форм деятельности – с  другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие  способностей, прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.

Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит  возможность, осуществление  и степень успешности деятельности.

               Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.

Человек с большими способностями. Умственные способности  к художественной деятельности. Способный  – обладающий способностями к  чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все. Ни перед чем не остановится.

               В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. 

              Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, персептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии, с чем способности могут быть квалифицированы как научные, лингвистические, гуманитарные, творческие, музыкальные, литературные, художественные, инженерные.

              Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются технические, художественные, музыкальные.

              Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

              В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

              Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста