Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема………………………………………………5
Сущность понятия «способности»….………….………………………..5
Условия перехода природных задатков в способности…………….…10
Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте……..14
ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческих
способностей учащихся начальных классов……………………….19
2.1. Изучение развития творческих способностей…………………......19
2.2. Организация личностно-деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога в творческой деятельности ………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………28
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ
СПО ТО «Тульский
областной колледж культуры и искусства»
ПЦК
общеобразовательных и
Курсовая работа на тему:
«Развитие
творческих способностей
детей младшего школьного
возраста»
Тула, 2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. Развитие творческих
способностей младшего
школьника как педагогическая
проблема………………………………………………5
Сущность понятия
«способности»….………….……………………….
Условия перехода природных задатков в способности…………….…10
Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте……..14
ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческих
способностей учащихся начальных классов……………………….19
2.1. Изучение развития творческих способностей…………………......19
2.2. Организация
личностно-деятельностного
учащихся и педагога в творческой деятельности ………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить
развитие личности ребенка.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
Так, в учебной деятельности решаются
учебно - тренировочные задачи для того,
чтобы овладеть каким-то умением, освоить
то или иное правило. В творческой деятельности
решаются поисково-творческие задачи
с целью развить способности ребенка.
Поэтому, если в процессе учебной деятельности
формируется общее умение учиться, то
в рамках творческой деятельности формируется
общая способность искать и находить новые
решения, необычные способы достижения
требуемого результата, новые подходы
к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Если говорить о настоящем состоянии современной
начальной школы в нашей стране, то следует
отметить, что основное место в ее деятельности
все еще продолжает занимать познавательная
деятельность школьников, а не творческая,
поэтому тему нашего исследования мы обозначили
как “ Педагогическое руководство развитием
творческих способностей младших школьников”.
Цель исследования:
определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития
творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия,
способствующие развитию
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе;
Исходя
из цели, гипотезы и
учитывая специфику
предмета исследования,
определены следующие
задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.
3.Определить
формы и содержание работы по развитию
творческих способностей младших школьников,
как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Для
достижения цели исследования
и решения поставленных
задач использовались
следующие методы
исследования: теоретический анализ
научно- методической литературы, научных
исследований, изучение педагогического
опыта, диагностические методы.
Глава 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема.
1.1. Сущность понятия – «способности»
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей.
Этой проблемой занимались такие психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Итак, под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы ( в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выгодскому).
Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей, прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциями.
Определение: “ Способности” = психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.
Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.
Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все. Ни перед чем не остановится.
В “ Педагогическом энциклопедическом
словаре” способность трактуется как
индивидуально-психологические
особенности личности,
являющиеся условиями
успешного выполнения
определенной деятельности.
Включают в себя как
отдельные знания умения
и навыки, так и готовность
к обучению новым способом
и приемам деятельности.
Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, персептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии, с чем способности могут быть квалифицированы как научные, лингвистические, гуманитарные, творческие, музыкальные, литературные, художественные, инженерные.
Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются технические, художественные, музыкальные.
Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.
В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.
Способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста