Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Развитие творческих способностей младшего школьника как педагогическая проблема………………………………………………5

Сущность понятия «способности»….………….………………………..5

Условия перехода природных задатков в способности…………….…10

Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте……..14

ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческих

способностей учащихся начальных классов……………………….19

2.1. Изучение развития творческих способностей…………………......19

2.2. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся и педагога в творческой деятельности ………………….21





ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

                 В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

                 Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

                 Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Есть великая  “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть  истины, известные некоторым, и наконец  открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

               Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Педагогические условия  развития творческих способностей учащихся начальных классов.

            В первой главе мы рассмотрели сущность понятия способности, условия перехода природных задатков в способности, характеристику творческих способностей младшего школьника.

            Во второй главе мы раскрываем педагогические условия развития творческой личности ребенка как во внешкольной и внеклассной, так и в урочной деятельности.

      2.1. Изучение развития  творческих способностей

            Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы

             В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст является наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.

              Научный анализ проблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, что развивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка. Д.Б. Эльконин указывал на управляемость развития способностей, на необходимость учета начального уровня и осуществление контроля за процессом развития,что способствует выбору направлений в последующей работе. Поэтому первым этапом в нашей исследовательской работе явилось изучение развитости творческих способностей учащихся начальных классов № 9 города Мариинска, что стало отправной точкой для построения формирующего эксперимента.

                Исследования ученых убедительно доказывают, что в основе многих пробелов в области развития творческих способностей ребенка лежит низкий уровень развития культуры личности.

                Исходя из понимания культуры как:

а) системы специфических  человеческих видов деятельности;

б) совокупности духовных ценностей;

в) процесса самореализации творческой сущности человека.

мы выделили следующие составляющие объекта исследования (творческие способности ), которые могут быть основой для выявления параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели и задачи содержания и эффективность образовательной деятельности:

Грамотность

Компетентность

Ценностно –  смысловой компонент 

Рефлексия 

                Культуротворчество.

                Грамотность представляет собой азы культуры, в частности знания о творческих способностях, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей.

                Грамотность означает овладение знаниями, которое может проявиться в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми. Грамотность предполагает овладение системой знаков и их значениями. В определении компетентности мы придерживаемся определения, данного в работе М.А. Холодной: “ Компетентность - это особый тип организации предметно – специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”.

                 Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает ( например, как вести себя в той или иной ситуации ), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задачи развития компетентности – не просто больше и лучше знать о костюме, а включение этих знаний в жизненную практику.

                 Творческие способности представляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.

                  Ценность, в отличие от нормы, предполагает выбор, именно поэтому, именно в ситуациях выбора, наиболее ярко определяются характеристики, относящиеся к ценностно - смысловому компоненту культуры человека.

                  Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению культуры, осознания тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений.

                  Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще освоению уже в дошкольном возрасте. Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.

                  Они не противопоставляются, а лишь условно делятся на процессы освоения творчества.

                  Взаимосвязи могут проявиться практически между всеми компонентами; организация рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно – смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

                  Поскольку наш эксперимент практико-ориентированный, мы использовали эмпирические методы исследования. На основе выделенных некоторыми учеными параметров (грамотность, компетентность, творчество) исходя из разделов психолого-педагогической характеристики ребенка младшего школьного возраста, нами разработан набор диагностических заданий, которые были направлены на определение степени выраженности фантазии каждого ребенка, что дало нам первоначальные представления о развитии его творческого воображения.  

                   Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся нами была осуществлена с помощью шкалы “Фантазия”, разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).

                 Шкала "Фантазия" включает пять показателей:

- новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));

- убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

- художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);

- субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.  

                  Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

                  Наши первоначальные исследования показали, что необходима кропотливая и целенаправленная работа с большей половиной учащихся по развитию их творческих способностей, что стимулировало нас к выявлению и созданию условий, способствующих развитию творческих способностей.

                  Мы предположили, что наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно
  • время;
  • экскурсии, наблюдения;
  • творческие мастерские;
  • тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
 

                  Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществлялся через систему творческих заданий, что позволило:

*сформировать  требования к системе заданий,  которая позволит целенаправленно  развивать эти способности;

* рассмотреть  содержание различных учебных  курсов как ресурс заданий  для младших школьников;

* предложить  способы организации творческой  деятельности учащихся и инструменты  педагогической диагностики;

* сформулировать  организационные требования к  процессу обучения на начальной  ступени школы.

              Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. 

2.2. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся  и педагога в творческой деятельности 

             Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

            При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста