Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 02:21, аттестационная работа
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Введение
3
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников
4
Описание опыта организации театрализованной деятельности младших дошкольников (2-4 лет)
11
Цель, задачи, формы организации театрализованной деятельности во второй младшей группе
11
2.2. Этапы накопления и систематизации опыта
14
Заключение
17
Список используемой литературы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАГНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР
«СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА»
(АНО ДПО «ИОЦ «Северная столица»)
ИТОГОВАЯ АТТЕСТЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Работу выполнил:
Ф.И.О. слушателя: Крючкова Вероника
Николаевна
Работа выполнена
по образовательной программе:
Психолого-педагогические аспекты дошкольного образования
г. Санкт-Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
|
4 |
|
11 |
|
11 |
2.2. Этапы накопления и систематизации опыта |
14 |
Заключение |
17 |
Список используемой литературы |
18 |
Приложения |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
В человеке всегда заложено творческое начало, и театрализованная деятельность, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младших дошкольников.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
1.Театрализованные игры как средство развития творческих способностей дошкольников
В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он получает первоначальные представления о театре и его специфике.
Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре.
Структура
сюжетно-ролевой и театрализованной игры
Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре.
Сравнительная характеристика сюжетно-ролевой и театрализованной игр
Сюжетно-ролевая игра |
Театрализованная игра |
Дети отражают жизненные явления |
Берут сюжеты из литературных произведений |
Нет конечного продукта, результата игры |
Конечный продукт - поставленный спектакль, инсценировка |
Проигрывание жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов, ребенок «примеряет» на себя взрослую жизнь. |
Литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей |
Выразительность исполняемых ролей |
Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение |
Своеобразный плацдарм для развития театрализованной игры |
В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
По классификации Л.С. Фурминой – это
Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы:
1. Драматизации ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей
по одному или нескольким
- игры-импровизации с
разыгрыванием сюжета без
2. Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Предварительная работа:
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В результате возникших переживаний у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений, активизируется воображение ребенка.
ПАМЯТЬ
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Ребенок легко запоминает слова, несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок.
Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: исполнение героями танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.
Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.
Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.
Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.
При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.
Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.