Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей младших школьников
Общая характеристика младшего школьного возраста. Познавательное и умственное развитие младших школьников
Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Условия развития творческих способностей в начальной школе
Глава II Развитие творческих способностей в учебном процессе у детей младшего школьного возраста
2.1 Система творческих заданий как средство осуществления творческой деятельности младших школьников
2.2 Организация личностно - деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
2.3 Методические рекомендации по организации творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

черновой курсач.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного  возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых  является создание оптимальных условий  для раскрытия и реализации потенциальных  возможностей младших школьников с  учетом индивидуальных особенностей каждого  ребенка.

Познавательное  и умственное развитие младших школьников

Для восприятия младшего школьника  характерна высокая эмоциональность  и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические  и схематические изображения, лучше  — наглядный материал. Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство. 
Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени. 
Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр. 
Главная особенность внимания младшего школьника — это относительно слабая произвольность. За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого. Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов. Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника. Достаточно быстро в первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической. 
Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы. 
Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям: 
1) широкое использование речи в качестве средства мышления; 
2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга. 
Если какой-либо из видов мышления не используется при обучении, то интеллектуальное развитие ребенка идет односторонне. 
Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. 
Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному. 
Чаще дети находят различие, реже — сходство. 
Второклассники при сравнении выделяют большее количество признаков, чем первоклассники. 
Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнаруживают различные черты, если предметы известны — схожие качества. 
При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства.Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть сначала отмечаются свойства одного предмета, а затем — другого. 
Обобщение младшие школьники лучше всего делают, отталкиваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний. Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям. 
Итак, за период начальной школы умственное и познавательное развитие ребенка заметно прогрессирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие  творческих способностей  в психолого-педагогической литературе

Проблемой творчества занимались известные психологи Панамарев Я.А. [Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.], Лук А. Н. [Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. - 128 с.], Выготский Л. С. [Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – 93 с.]. Проблему творчества в своих трудах рассматривали также известные педагоги: Кан - Калик В. А., Никандров Н. Д. [.Кан - Калик В.А., Никандроф Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.], Шахгулари В. В. [Шахгулари В. В. Подготовка будущих учителей в творческой деятельности в школе. А.: Ғылым, 2002.-255 с.].

Прежде чем непосредственно  приступить к рассмотрению вопроса  формирования творчества, нам следует  определится с понятием творчества. ТВОРЧЕСТВО – есть  психический процесс создания новых ценностей. Деятельность результат  коей – создание новых материальных и духовных ценностей [Головин С. Ю. Словарь психолога – практика. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.].

Творчество, как  путь порождения чего-то нового имеет  разные уровни. Для одного уровня характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения: на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный  взгляд на объект или область знаний.

Творчество имеет  и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а так же  потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением, творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к  одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Творчество – в прямом смысле слова – есть созидание  нового. В таком значении это слово  могло быть применено ко всем процессам  органической и неорганической жизни, так как жизнь – это ряд  непрерывных изменений, и все  обновляющееся, все зарождающееся  в природе есть продукт творческих сил. Однако, как уже было отмечено, понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.

В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для  обозначения психологического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении  или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме, в  области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии  процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным специфически творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата [Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Р н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.].

Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания идеала, образа. Внешняя  активность есть лишь экспликация продуктов  внутреннего акта.

Основываясь на результатах  исследований, согласно которым творчество можно определить, как некий выход  за пределы наличной ситуации или  имеющихся знаний, можно утверждать, что креативность как личностное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Было установлено, что среда выступает одним из решающих факторов формирования и развития творческой личности

Одной из первых к проблеме формирования личности в условиях окружающего социума обратился коллектив трудовой школы - коммуны М.М. Пистрака [Лепешев Д. В. Создание развивающей среды по формированию творчества личности подростков в условиях детского оздоровительного центра. //Воспитание школьника. – 2006. – №1. – С. 16-21.].

Педагоги школы считали, что освоение окружающей среды должно осуществляться творчески, поскольку “значение творчества для нашей современности едва ли надо доказывать”. Исходя из того, что "элементы творчества могут быть развиты в личности только в условиях достаточной свободы и инициативы", "школа должна передать в руки ребят возможно большее количество таких дел, которые требуют инициативы, организации и творчества".

Источником становления  личности в развивающей среде, по мнению В.А. Сухомлинского, должна быть созданная целостная система принципов, приемов и средств, реализация которых потребует новых концептуальных подходов ко всему процессу организации жизнедеятельности детей и взрослых:

  • доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников, создающее "коллективную духовную жизнь школы";
  • развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей каждой личности, поскольку "всякий ребенок по-своему уникален";
  • умение педагога "увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил";
  • предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования, создания "атмосферы разнообразного творческого труда";
  • максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач становления личности ".

Другими словами повышение результативности педагогической деятельности возможно при создании эмоционально-нравственной атмосферы официальных и неофициальных отношений педагогического и детских коллективов, организации образовательных занятий, творческого расцвета способностей и дарований детей, создания условий для проявления творческого потенциала детского коллективов.

 

 

 

 

 

 

    1. Условия развития творческих способностей в начальной школе

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация  творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого  мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом  творчества. Без них гибкость может  превратиться в «скачку идей», когда  решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много  идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности  все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению  проблемы.

Творчески мыслящий человек  также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

    • удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;
    • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
    • мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
  • создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно  заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить  его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.

Современная педагогика уже  не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения4.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов»5.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста