Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей младших школьников
Общая характеристика младшего школьного возраста. Познавательное и умственное развитие младших школьников
Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Условия развития творческих способностей в начальной школе
Глава II Развитие творческих способностей в учебном процессе у детей младшего школьного возраста
2.1 Система творческих заданий как средство осуществления творческой деятельности младших школьников
2.2 Организация личностно - деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
2.3 Методические рекомендации по организации творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Заключение
Литература
Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
Накопление каждым учащимся
опыта самостоятельной
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.
Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим7.
Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческого
стиля преподавания просматриваются
следующие линии поведения
Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфера творчества создается путем:
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я 9.
Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
При выполнении серии заданий
на познание объектов с помощью анализаторов
показать несовершенство органов чувств
человека, его воображения, мышления
и способности к творчеству. Опытным
путем учащиеся должны прийти к выводу,
что для осуществления
2.3 Методические рекомендации по организации творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной самостоятельной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Нетрадиционные уроки
предполагают творческий подход во взаимодействии
учителя и ученика и способны
повышать эффективность обучения. «Лабиринт»
– это одна из форм активного
обучения – учебная игровая форма
занятий, которую можно применять
на уроках тематического повторения.
Такое повторение можно рассматривать,
во-первых, как формирующие определенные
качества личности; познавательную активность,
умение творчески мыслить и
Условия игры. Класс делится на команды по пять человек в каждой команде должен быть ведущий обладающий достойным объемом знаний по данной теме; выбирается капитан, координирующий работу команды. Урок проводится в соревновательной форме в 5 этапов. Продолжительность ограничивается сдвоенным уроком. В качестве напутствия звучит стихотворение:
Чтобы спорилось дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В лабиринт отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда что идти далеко,
И не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям, не когда довались легко!
В начале урока анализируется, обобщения тематических знаний и каждая команда представляет их в виде плаката (плод самостоятельной групповой творческой деятельности) с последующей защитой.
За тем команды начинаю прохождение лабиринта по маршрутному листу. Для этого выбирается 5 парт, как 5 пунктов для каждой команды. На каждую парту ложатся 5 конвертов с заданием. Команды одновременно начинают работать. Выполнение задания оценивается в баллах.
Ниже приведены задания, которые можно использовать в качестве конкурсных заданий к игре «Лабиринт».
«ЛОГИЧНОСТЬ»
Ученикам предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение. Умозаключения частично логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.
Задание учит логике мышления, самостоятельности анализа.
(в процессе)
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
Ученикам зачитывают пять слов, из числа которых четыре соединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и записать «лишнее» слово.
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых че¬тыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!»
Задание учит классифицировать с учетом полученных знаний.
«АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ»
Исследуем предъявляемый бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении, затем дана незаконченная «пара» Необходимо подобрать слово, чтоб оно составило такое же отношение, как и пара сходных слов.
Инструкция: «Перед вами х заданий, представляющих пары слов, которые находятся в определенном отношении, например: Смех-шутка (смех-реакция на шутку). Во второй строке дано слово рефлекс, к нему следует добавить слово раздражитель, так как рефлекс - есть реакция на раздражитель. Какие вопросы? (ответить на вопросы). Начали!»
Задание учит находить и устанавливать связи.
«ВОПРОШАЙКА»
В качестве материала к игре можно использовать картинку, в соответствии с темой урока. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств, школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Подростки могут играть между собой. После того, как школьник спросил все, что мог, полезно попросить его составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.д.
Инструкция: «Представьте, что перед вами изображения совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете дать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом».
Задание направленно на развитие широты и глубины мышления.
«СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ»
Учащимся предлагается сравнить между собой различные понятия. Необходимо соотнести признаки сходства и различия. Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
Например на рассмотрение могут быть предложены следующие понятия:
Растительная клетка и животная, естественный и искусственный биогеоценоз, абиотический и антропогенный факторы.
Задание учит методу сравнения.
«ОШИБАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ»
Учитель или один из учеников делает умышленные ошибки при чтении, при доказательстве различных положений. Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать раздаточные тексты, тогда игра «Ошибающийся учитель» преобразуется в игру «Опечатка».
Инструкция: «В тексте
допущена ошибка – слово пропущено
или заменено другим. Из-за этого
предложение носит
Эти упражнения направлены на развитие критичности мышления.
«СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА»
Предъявляется отпечатанный или зачитывается короткий, текст. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно – два - три предложения, и так, чтобы в них не ни одного лишнего слова. При этом основное содержание текста, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты следует отбросить. Побеждает тот, чье изложение короче и при этом сохранено основное содержание. Возможно совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов
Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей, формирует умение точно выражать мысли.
«АНТИВРЕМЯ»
Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Экологический кризис», «Происхождение домашней кошки». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если сторону прокручивалась кинолента.
ЗАДАЧА
Задача 1. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь через минуту снова делятся пополам – и так до бесконечно но, что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки (Через 4 часа 59 минут.)
Задача 2. Та же самая ситуация, но в банку поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной минуте. Поэтому ответ – 4 часа 59 минут.)
«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ»
Кто-нибудь из ребят
придумывает самые
Заключение
1 Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. – с.4.
2 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12.
3 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. – С.14.
4 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. – С.49.
5 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.
6 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. – С.151.
7 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
8 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.
9 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
10 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
11 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста