Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

курсовая работа на тему развития творческих способностей посредством аппликации из нетрадиционных материалов

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Понятие «творческие способности» и их компоненты…………….........5
1.2. Условия успешного развития творческих способностей………………..7
1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста….........9
1.4. Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………........................................13
II. Программа «Аппликашка» по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации………………..…17
2.1. Структура и содержание программы………………………………...….17
2.2. Методические аспекты программы «Аппликашка»……........................19
Заключение…………………………………………………………….……...…24
Список литературы…………………………………………………….………..25
Приложения

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальные возможности  ребенка-дошкольника очень высокие. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной, разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируется правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно – от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления. [5]

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается  воображение, как способность видеть целое раньше частей. В.В.Давыдов  утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение является важнейшим психологическим новообразованием дошкольного возраста, и его становления образует ключевой вектор психического развития ребенка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает  игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. [13]

В процессе сложно-ролевой  творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят  деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ и образцы его действий. Хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению  не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения  ребенка. Механизм управления своим  поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная  сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания –  речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формируя словесно. В этом возрасте значительно  возрастают концентрация, объем и  устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении внимания на основе развития речи, познавательных интересов; появляются элементы после  произвольного внимания. [7]

Дошкольное детство благоприятный  период для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить  или вспомнить, и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память объединяясь с  речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. [2]

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями ребенка связывается становление его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко  может принять решение в ситуациях выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становиться возможным благодаря более сильным мотивом, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание. Самым слабым оказывается запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение  дошкольнику помогает образ другого  человека. [24]

Таким образом, дошкольный возраст  является большим отрезком жизни ребенка. Условия жизни расширяются, рамки семьи раздвигаются, ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Ребенок испытывает большое желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра, как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие творческого мышления и воображения у детей 

дошкольного возраста.

 

Главной педагогической задачей  по развитию творческого мышления в  дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. [2]

Под ассоциативностью понимают способность видеть связь и сходные  черты в предметах и явлениях. Благодаря ассоциативности мышление становиться гибким и оригинальным. Кроме этого, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается детьми дошкольного возраста в ролевой игре.

Сформировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. Под диалектичностью принято  считать способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять проблему. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. [4]

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте является: развитие умения выявить противоречия в любом предмете и явлении; выработка умения четко формировать выявленные противоречия; формировать умения разрешать противоречия. [5]

И еще одним качеством, формирующим творческое мышление, является системность. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов. Так же оно познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему, и применяет это по отношению к будущему.

Педагогическими задачами по развитию системности мышления является формирование умения рассматривать предмет (явление) как систему развивающуюся во времени.

Вторым направлением формирования творческих способностей у детей  дошкольного возраста является развитие воображения.

Воображение является основой  всякой творческой деятельности. Оно  помогает человеку освободиться от инерции  мышления, оно преобразует представления  памяти, тем самым обеспечивая  создание заведомо нового. [22]

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения, поэтому необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем он больше знает и умеет, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Именно с накоплением опыта начинается всякое воображение. [10]

Для того, чтобы успешно  развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем  интересуется их малыш, а уж затем  оказывать влияние на формирование его интересов. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Это способствует включению дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. В этих ситуациях следует будить творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Накопление знаний, опыта – это только предпосылки для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное воображение  характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство образов. Одним из главных свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения – это развитие направленности вообжения. [23]

Многие психологи и  педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержат специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается стихийно, и в конечном результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Из этого следует, что в существующих условиях необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения.

Конечно, наилучший вариант  – это введение специальной программы  занятий. Но если нет возможности  ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. [6]

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которых можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н.Никитиным, О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксой. [20]

Одной из особенностей детского мировоззрения является его целостность. Ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Отсюда вытекает необходимость развивать у дошкольников системность мышления. [23]

Говоря о проблеме развития творческих способностей хотелось бы отметить, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей, так и со стороны семьи. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей.

Можно сделать вывод, что  предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Программа «Аппликашка» по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации.

 

2.1. Структура и содержание программы.

 

Изобразительная деятельность в детском саду включает такие  виды занятий как лепка, рисование, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация имеет большое  значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она  способствует формированию и развитию многих качеств личности, ее психических  и эстетических возможностей.

Дошкольники способны в процессе предметной деятельности, в том числе  и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать  связи между отдельными предметами и явлениями и отображать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах  практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивает умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительной деятельностью, но и аппликацией. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию у детей основных знаний, умений и навыков по аппликации. [1]

Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного  возраста была разработана программа  «Аппликашка». Данная программа рассчитана для детей от пяти до семи лет. Программа  включает в себя такой вид изобразительного творчества как аппликация.

Программа рассчитана на 24 занятия, которые проходили с октября  по апрель. Реализация программного материала  предполагает 1 раз в неделю по 30 минут.

Форма проведения: кружок

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством аппликации.

Задачи программы:

- Овладение элементарными  навыками и умениями изобразительной  деятельности;

- Усвоение знаний о  разнообразных нетрадиционных материалах, используемых на занятиях аппликацией;

- Формирование творческой  активности, художественного вкуса.

Предложенные занятия  являются одним из эффективных средств  развития творческих способностей.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста