Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:40, курсовая работа
курсовая работа на тему развития творческих способностей посредством аппликации из нетрадиционных материалов
Введение …………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Понятие «творческие способности» и их компоненты…………….........5
1.2. Условия успешного развития творческих способностей………………..7
1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста….........9
1.4. Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………........................................13
II. Программа «Аппликашка» по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации………………..…17
2.1. Структура и содержание программы………………………………...….17
2.2. Методические аспекты программы «Аппликашка»……........................19
Заключение…………………………………………………………….……...…24
Список литературы…………………………………………………….………..25
Приложения
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к аппликации из нетрадиционных материалов. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные задачи: передавать в аппликации предметы разнообразных форм, величины пропорций.
2.2. Методические
аспекты программы «Аппликашка»
Аппликация является одним из любимых занятий у детей дошкольного возраста. Дети с большим увлечением вырезают и приклеивают, создавая красивые аппликации из цветной бумаги. Самые интересные и увлекательные для детей аппликации из нетрадиционных материалов. Простые материалы, с которыми они каждый день встречаются в быту, превращаются в творческие работы. Дети окунаются в мир творчества и фантазии.
Все занятия программы разделены на тематические блоки, что позволяет детям максимально ознакомиться со свойствами каждого материала, способами работы с ним.
1 БЛОК. Занятие по аппликации с использованием ваты.
Бесконечное множество работ можно выполнить, используя в работе вату. Вата – легкий, пушистый, белый материал, который похож на мех животных, снег, пух.
На первом занятии дети знакомятся со свойствами ваты, с ее художественными достоинствами. Демонстрируются работы, которые выполнены с использованием ваты. Например «Зима», «Снеговик», «У барашка теплая шубка». Чтобы лучше познакомиться с ватой, детям предлагаются игры-упражнения: «Что бывает пушистым?», «На что похожа вата?».
Второе занятие. Показывают детям технологию работы с ватой. Делается коллективная работа «Зима». Воспитатель показывает детям последовательность действий в создании аппликации, расположение композиции на основе, следит чтобы дети аккуратно приклеивали. В конце занятия подводят итоги.
Третье занятие. Воспитатель вместе с детьми вспоминают какими свойствами обладает вата. Он подводит детей, чтобы они самостоятельно выбрали тему работы. При самостоятельной деятельности воспитатель только лишь следит за правильностью выполнения работы.
Четвертое занятие. Заключительное. На этом этапе проводится анализ выполненных работ. Оформляется выставка.
2 БЛОК. Занятия
по аппликации с
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Она развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Какую богатую фантазию нужно иметь, чтобы из листьев сделать яблоки или грибы, а из листьев тополя – деревья.
Первое занятие посвящено знакомству с таким видом аппликации, как флористика. Детям демонстрируются работы, выполненные с помощью засушенных листьев растений. На этом занятии идет обсуждение, на что похожи листья, что они напоминают.
Второе занятие. Для того, чтобы показать и научить детей работе с засушенными растениями проводится занятие «Лесная поляна». Воспитатель показывает, как можно составить картину, узор. Дети учатся сначала составлять композицию, затем аккуратно приклеивать. В конце занятия проводится самоанализ работ.
Третье занятие. Творческая деятельность детей. Педагог подводит детей к самостоятельному выбору темы, напоминает об особенностях работы с засушенными растениями. После окончания работы детям предлагается придумать название своим аппликациям.
Четвертое занятие. Заключительное. На этом занятии дети рассказывают о том, как называется их работа, что на ней изображено. Все работы оформляются в виде выставки «Краски осени».
3 БЛОК. Занятие
по аппликации с
Аппликация из ткани – разновидность вышивки. Вышивание аппликации состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляется аппликация из ткани либо с помощью ниток, либо приклеивается. Ткань может быть предметной, сюжетной, декоративной; одноцветной, двуцветной, разноцветной.
Первое занятие. Беседа с детьми о видах тканей, что ткань может быть из разного материала, разная на вид и на ощупь. Показ детям различных работ, сделанных с помощью ткани. Рассказать, что аппликацию из ткани делают не только пришиванием, но и приклеиванием. Вспомнить название геометрических фигур, способ из вырезания.
Второе занятие. Для того, чтобы научить детей работать с тканью, проводится занятие «Декоративный узор». Детям напоминается, что сначала нужно вырезать геометрические фигуры, которые будут использоваться в аппликации. Затем составляется орнамент, готовые фигуры прикладываются к основе, и лишь после того, как узор будет составлен, детали приклеиваются к основе.
Третье занятие. Творческое. На этом занятии педагог подводит детей к тому, что из ткани можно делать различную аппликацию, как предметную, так и декоративную и сюжетную, старается, чтобы дети самостоятельно выбрали интересную им тему и выполняли работу.
Четвертое занятие. Заключительное. Подведение итогов. Дети выбирают понравившиеся им работы, говорят о том, почему они выбрали эту работу и чем она им понравилась.
4 БЛОК. Занятия по аппликации с семенами и крупой.
Используя разнообразие форм, созданных природой, легко создать аппликацию из семян и круп. Это может быть орнамент, элемент аппликации или вся аппликация на заготовленной основе.
Первое занятие. Беседа с детьми о разнообразии семян и круп. Упражнение «Какую крупу вы знаете?», «Какие знаете семена?». Отметить, что крупа и семена бывают разного размера, цвета, формы. Показать работы, сделанные с помощью этих материалов: «Цыплята на лугу», «Мишка», «Цветочная поляна».
Воспитатель обращает внимание, что аппликация из семян и круп может быть сделана полностью или частично.
Второе занятие. Для того, чтобы дети научились работать с семенами и крупой проводится занятие «Цыпленок на лугу» с использованием манной крупы. Воспитатель обращает внимание на то, что для того, чтобы начать работу, нужно подготовить основу (нарисовать силуэт цыпленка). После этого наносится клей на силуэт и посыпается крупой, а лишняя крупа потом убирается. После того, как работа высохнет. Цыпленок окрашивается гуашью.
Третье занятие. Творческое. В начале занятия вспоминают, что и зачем нужно делать. Дети подводятся к самостоятельному выбору темы и необходимых им материалов (крупы, семян).
Четвертое занятие. Заключительное. Подводится итог творческого занятия. Дети самоанализируют свои работы, которые оформляются на выставке «Волшебные крупинки».
5 БЛОК. Занятия
по аппликации с
Аппликацию можно выполнить как полностью из ниток, так и некоторые элементы. Основой для выполнения подобных аппликаций могут использоваться рисунки или раскраски, выполненные детьми.
Первое занятие. Беседа с детьми «Волшебные ниточки». Воспитатель с детьми рассматривает разные нитки, сравнивают их по внешнему виду, цвету, детям показывают поделки, которые сделаны с помощью ниток: «Цветы», «Морское чудо», Котенок» и т.д.
Второе занятие. Чтобы научит детей работе с нитками, проводится задание «Василек». Детям дается готовая основа (на листе нарисован василек). Воспитатель предлагает выполнить аппликацию также, как выполняли из семян и крупы. Чтобы подготовить нитки к аппликации, их разрезают на мелкие части, затем на основ наносится клей и посыпается нитками. После того, как работа высохнет, убираются лишние нитки.
Третье занятие. Предлагаются разнообразные нитки, как по составу, так и по цвету. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они сами выбрали тему, подобрали к ней нужные нитки, нарисовали основу. Работу дети выполняют самостоятельно. Воспитатель лишь следит за выполнением работы.
Четвертое занятие. Заключительное. Подведение итогов. Выставка «Ниточка».
6 БЛОК. Итоговый.
Первое занятие. На этом занятии педагог вместе с детьми вспоминают, какие материалы они использовали в аппликациях, как нужно с ними работать, их свойства. На этом занятии воспитатель оформляет выставку всех работ из различных материалов. Рассматривают работы вместе с детьми, отмечают особенности работ с каждым материалом.
Второе и третье занятие. На этих занятиях дети выбирают разные материалы, с которыми они уже работали, определяются с темой своей композиции. Воспитатель, если нужно, только подводит их к выбору. Работы дети выполняют самостоятельно.
Четвертое занятие. Подведение итогов. Здесь дети делают презентации своих работ, придумывают название, какие материалы используют. Работа оформляется на выставке «Аппликашка», на которую приглашаются родители, воспитатели, дети из других групп.
Заключение.
В основе креативных способностей человека лежат процесс мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность, развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет
богатейшие возможности для развития
творческих способностей, поэтому необходимо
как можно эффективнее
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: раннее физическое и интеллектуальное развитие детей; самостоятельное решение ребенком задач, требующего напряжения сил; умная помощь взрослых; комфортная психологическая обстановка.
Необходима так же целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая система дошкольного образования не содержит мер, на развитие творческих способностей детей. Хотя дошкольный возраст сензитивный период для развития творчества. Для исправления существующего положения в курсовой работе предложена программа, направленная на развитие творческого потенциала детей через занимательные занятия аппликацией.
Все это дает основание сказать, что поставленные задачи исследования решены.
Список использованной литературы.
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста