Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:40, курсовая работа
курсовая работа на тему развития творческих способностей посредством аппликации из нетрадиционных материалов
Введение …………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Понятие «творческие способности» и их компоненты…………….........5
1.2. Условия успешного развития творческих способностей………………..7
1.3. Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста….........9
1.4. Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………........................................13
II. Программа «Аппликашка» по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации………………..…17
2.1. Структура и содержание программы………………………………...….17
2.2. Методические аспекты программы «Аппликашка»……........................19
Заключение…………………………………………………………….……...…24
Список литературы…………………………………………………….………..25
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова»
Коряжемский филиал
Гуманитарно-экономический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста
курсовая работа
Защищена с отметкой _________
Научный руководитель________
Коряжма
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение.
Актуальность исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом веке таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Основы развития творческих способностей закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому цель исследования заключается в том, чтоб разработать программу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – творческие способности.
Цель и предмет исследования определили следующие задачи:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы составляет 25 наименований.
I. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. [10]
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческие способности выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. [21]
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, и вопрос о компонентах творческих способностей остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез касающихся этой проблемы.
Известный американский психолог Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: быстрота – способность высказать максимальное количество идей; гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи; законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.[4]
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности: это способность видеть проблему там, где ее не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним; способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой; способность видеть вещи такими, какие они есть и способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла. [16]
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательных задач) предполагают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; богатство воображения; развитая интуиция. [3]
Не смотря на различные подходы к их определению, исследователи единогласно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей у детей. Это развитие воображения и развитие качеств мышления, которое впоследствии формируют креативность.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л. Пэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.[10]
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым условием является создание обстановки опережающей развитие детей. Необходимо заранее окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие легче достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в этом возрасте идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может. Поэтому в этот период малыш вынужден больше заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно. [15]
Четвертое условие заключается в предоставлении ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо делом. Тогда желания ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу. [3]
Известно давно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития – это теплая дружелюбная обстановка в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Педагогическая практика доказывает, что если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. [23]
Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что развитие и воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Дошкольный возраст является продолжением раннего возраста в плане общей инзитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
Мышление в дошкольном
возрасте характерно переходом от наглядно-действительного
к наглядно-образному и в
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. [1]
Современная отечественная
система сенсорного воспитания организует
активное овладение детьми дошкольного
возраста общественным сенсорным опытом,
способами определения
Информация о работе Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста