Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования: изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ изучение развития творческого потенциала личности учащихся в научной литературе.
2) Подбор методов и методик для проведения эмпирического исследования.
3) Проведение диагностики исследования с помощью подобранных методик.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе…………………….......… ....5
Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………….5
1.2 Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника …………………………………………………………...……12
1.3 Возрастные особенности подросткового возраста……………….…18
Выводы по первой главе24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе………………………..……26
2.1 Программа исследования ………………………………………...…..26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………..…...27
Выводы по 2 главе……………………………………………………..….33
Заключение…………………………………………………….………….34
Литература……………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»
Филологический факультет
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Развитие творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе
Выполнил: студент….курса,…группы
______________________________
(фамилия, и.о.)
Научный
руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Карбанович Оксана Вячеславовна
БРЯНСК 2014
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе…………………….......… ....5
1.2 Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника …………………………………………………………...……12
1.3 Возрастные особенности
подросткового возраста……………….…
Выводы по первой главе24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе………………………..……26
2.1 Программа исследования ………………………………………...…..26
2.2 Анализ и интерпретация
результатов исследования…………..
Выводы по 2 главе……………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение
Введение
По мере развития общества, его демократизации на арену жизни выдвигается личность с её индивидуальностью, расширяется сфера творческой деятельности.
В наше неспокойное, нестабильное время целеосознанная и творческая деятельность приобретает основополагающий характер. Вот почему развитие творческих способностей, воспитание личности активной, мыслящей, способной к самостоятельному решению нестандартных задач и проблем, к преобразованию окружающего мира и себя в нём - центральные задачи современной школы.
Проблемы творчества, развития творческих способностей личности исследовали Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А. Паномарёв, С.М. Шалютин, Б.П. Никитин, И.П. Волков, В.С. Шубинский; зарубежные психологи Ньюэлл, Шоу, Саймон, Торранс, Гауэн, и другие. По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие художественно-творческих умений и навыков - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности школьника являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Поэтому разница в проявлениях творчества выражается в конкретном материале, в масштабах достижений и их общественной значимости.
Актуальность темы очевидна необходимостью подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения.
Объектом исследования творческий потенциал.
Предмет исследования: творческий потенциал личности учащихся.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что применение инновационных педагогических технологий оказывает влияние на развитие творческого потенциала подростков.
Цель исследования: изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ изучение развития творческого потенциала личности учащихся в научной литературе.
2) Подбор методов и
методик для проведения
3) Проведение диагностики
исследования с помощью
4) Анализ полученных результатов.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ и систематизация теоретического материала по проблеме творческого потенциала личности учащихся.
б) практические: проведение методик для изучения творческого потенциала личности учащихся.
База исследования: ГОУ СОШ №51 г. Брянска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания педагогики в высшей школе.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении дано обоснование выбора темы исследования, определены цели и задачи, актуальность и целесообразность исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности учащихся, возрастные особенности подростков. Вторая глава представляет собой отчет об эмпирическом исследовании. В заключении представлены выводы по теме исследования.
Глава 1. Теоретическое изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе
1.1 Развитие творческого
потенциала школьника как
Для характеристики предмета исследования необходимо определить сущность понятий «личность» и «творчество». Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить следующие основные направления, характеризующие данные категории.
Понятие личности в различных науках имеет разный смысл. И это понятно: всякая наука рассматривает такой сложный феномен, как личность, в соответствии со своей областью исследований.
Психология исследует процессы психологической ориентировки и регуляции взаимодействия индивида с конкретными общественными и природными условиями его жизни, а также условия и закономерности развития психических компонентов, ориентирующих и регулирующих это взаимодействие. [11]
Проблемой личности, её формирования и развития занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Л.И. Анцыферова, А.Р. Лурия, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. А.Н. Леонтьев рассматривает личность как продукт общественной деятельности и как её внутреннее условие. По мысли А.Н. Леонтьева, человек вступает в историю (а ребенок в мир) как индивид с определенными природными свойствами, личностью же он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.
С этим положением созвучны исследования С.Л. Рубинштейна, который писал так: «Человеческая личность в целом формируется через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек». С.Л. Рубинштейн выдвинул методологический принцип, согласно которому личность и психика проявляется и развивается в деятельности. Это положение стало центральным в психологии. [6]
Фундаментальным трудом по психологии формирования личности является монография Л.И. Божович «Личность и её формирование в детском возрасте». В ней обобщён богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке.
Л.И. Божович считает, что «человек, являющийся личностью… обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью» [14]
Рассмотрев в совокупности исследования последних лет, можно выделить существенные признаки, характеризующие индивида, как личность, которых мы придерживаемся в нашем исследовании:
Личность - это формируемый конкретными историческими условиями индивид. От степени причастности индивида к жизни общества зависит уровень развития личности, её социальная ценность.
Личность - это социально детерминированный индивид, поэтому всестороннее развитие личности возможно только в тех сообществах, где полное раскрытие способностей всех является основной целью совместной деятельности. [9]
Человеческий индивид становится личностью, выступая как субъект труда, общения и познания, действуя активно и осознанно, творчески изменяя условия и себя самого.
Личность- это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность. Без учета индивидуальных особенностей невозможно создание оптимальных условий для развития личности.
Итак, личность не сможет изменить задаваемые общественными потребностями и собственными целями природные и общественные условия и тем более создавать новые условия без наличия творческих способностей. [18]
Рассмотрим сущность понятия «творчество». Это очень актуально в наши дни, так как престиж творчества во всем мире (особенно в США, в европейских странах) в последнее время сильно возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление идей и технологий - всё это несет в себе творческое начало. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии.
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. [7]
В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества, как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, Б.П. Никитин, И.П. Волков, А.Н. Лук, А. Ньюэлл, С. Шоу, Г.С. Саймон, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и другие. [3]
Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество - это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое.
Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.
Таким образом, творчество - как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.
Творчество - это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев). [9]
Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследования. Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга.
Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение.[13]
Проблемами творчества занимался И.Я. Лернер, который охарактеризовал его как «процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий»
Информация о работе Развитие творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе