Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования: изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ изучение развития творческого потенциала личности учащихся в научной литературе.
2) Подбор методов и методик для проведения эмпирического исследования.
3) Проведение диагностики исследования с помощью подобранных методик.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе…………………….......… ....5
Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………….5
1.2 Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника …………………………………………………………...……12
1.3 Возрастные особенности подросткового возраста……………….…18
Выводы по первой главе24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе………………………..……26
2.1 Программа исследования ………………………………………...…..26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………..…...27
Выводы по 2 главе……………………………………………………..….33
Заключение…………………………………………………….………….34
Литература……………………………
Творчество является неотъемлемым компонентом познавательного и созидательного процесса. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: активность, уверенность в себе, восприятие эстетической ценности объекта, умение абстрактно и логически мыслить, креативность, ответственность, целеустремлённость, уверенная и позитивная Я-концепция и др. Этот комплекс задач и стоит перед педагогикой и школой.
Реализация проектов по развитию творческого потенциала включает несколько компонентов:
§ Профессиональная и психологическая подготовка педагога;
§ Мониторинг творческих задатков и способностей учащихся, составление психоэмоциональной характеристики каждого ребёнка;
§ Выбор методик и приёмов работы, внедрение различных инноваций (например, ТСО) в учебный процесс с целью развития творческих способностей учащихся.
При выборе методов и приёмов работы на уроке по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках педагог опирается на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др.
Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.
Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.Ю. Комплексный подход к оцениванию деятельности учащихся начальной школы:// Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., Изд-во Моск. ун-та 2011. – с. 13-19
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. - изд. Казанский университет М.: Педагогика, 2010. С.16 - 28.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 2006. 121с.
5. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ., - СПб.:Питер Ком, 2003. – 688с.
6. Волков И.П. Учим творчески. /Сб. «Педагогический поиск». - М., 2009 - 235с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2011. - 480с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010. - 93 с.: ил.
9. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 239с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986 - 23с.
11. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-ку / Сост. А.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1985. - 415с.
12. Дубравина И.В. Психология: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений/ И.В. Дубравина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464с. - с. 198.
13. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 2010 - 85с.
14. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Научно - методический центр Пензенского городского отдела образования. - 2004. - 344с.
15. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М., 2009 - 92с.
16. Максимова В.Д. Одарённые дети. - Оренбург, 2005 - 157с.
17. Марцинковская Т.А. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 20088. - 272с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456с.
19. Николаенко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.,: Отв. ред. канд. филос. Наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск: МГАЭ и У, 2009. - 175с.
20. Рубинштейн С.П. Проблемы общей психологии. - М., 2001 - 203с.
21. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480с.
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Академия, 2004.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288с.
24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М Изд-во Михайлова В.А., 2008.
25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. - 7-е изд., - Мн.: Университетское, 2002. - 560с.
26. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М., 2010
Информация о работе Развитие творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе