Развитие творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ изучение развития творческого потенциала личности учащихся в научной литературе.
2) Подбор методов и методик для проведения эмпирического исследования.
3) Проведение диагностики исследования с помощью подобранных методик.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе…………………….......… ....5
Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………….5
1.2 Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника …………………………………………………………...……12
1.3 Возрастные особенности подросткового возраста……………….…18
Выводы по первой главе24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе………………………..……26
2.1 Программа исследования ………………………………………...…..26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………..…...27
Выводы по 2 главе……………………………………………………..….33
Заключение…………………………………………………….………….34
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая педагокика.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта.

Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени.

Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности школьника, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности.

Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая, исполнительная. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Как об это говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт.

Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.

Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий музыкант, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом. Творческая личность проявляет творчество во всем - в одежде, в приготовлении пищи, организации отдыха, во взглядах на мир, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей среды.

Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать механизмы включения, процесса протекания и условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека как обще личностного качества. [22]

Проблема мотивации также принадлежит к личностному аспекту исследования творчества. Почему индивид является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие - о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением - это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.

Исследования среди школьников показывают, что достижения при решении творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение.

Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, школьники охотно высказывают свои суждения - стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учеников. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа.

Говоря о мотивационной готовности школьников к развитию творческих способностей, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Положения, способствующие развитию творческих способностей школьников:

. уровень развития способности  целепологания ученика включается  в обязательные стандарты, подлежащие  контролю и оцениванию. Индивидуальное  целепологание учащихся и соответствующая  их деятельность в изучаемых  областях занимает не менее 20% общего объема.

. к обязательным видам  деятельности, планируемым и контролируемым  учителем, относится: творческие, когнитивные  и методологические.

. оптимальными требованиями  объема творческой деятельности  и продукции ребенка являются  следующие:

а) объектами творческой деятельности ученика выступают дополнительные образовательные объекты;

б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20% 25%.

. внутренняя образовательная  деятельность и продукция ученика  отличается от предлагаемого  ему стандарта.

Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны. [5]

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности - творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.

Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - самому быть творческой личностью.

Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем. Развитие индивидуальных творческих способностей - это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. Условиями развития творческих способностей являются: творческая атмосфера и внимание со стороны творческого учителя; возможность позитивного творческого выхода и наличие единомышленников, терпимость, доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое познание себя. [1]

 

1.2 Сущность и  содержание развития творческого  потенциала школьника

 

Для исследования является важным определить понятие «сущность». Под сущностью в философии понимается внутреннее содержание предмета, выражается в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

В чем же состоит внутреннее содержание развития творческого потенциала, на чем строится это развитие, каковы его механизмы?

Исследования ученых подтверждают, что творческая деятельность - самый высокий уровень учебно-воспитательного процесса. Но принцип креативности (от лат. creatio - созидание), то есть ориентация на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности, в современной школе применяется недостаточно. [19]

Проблема творчества, развития творческого потенциала школьников до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины». Так ее назвал в свое время В.А. Сухомлинский.

В течение многих лет в школе господствуют объяснительно-иллюстративные методы обучения, при которых знания сообщаются в готовом виде. Деятельность учащихся при такой системе обучения состоит в выработке навыков и умений, в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. Таким образом, акцент ставится на воспроизводящее мышление и очень слабо развивается так называемое продуктивное или творческое мышление. Преобладает элементаристский, а не целостный, интегративный подход в обучении, так как многие знания в существующих программах подаются детям разрозненно, без логической связи, фрагментарно. При этом разрывается логика развития знаний, отсутствует системность, целостность. Это не способствует полному, многогранному развитию интеллекта, остается в зачаточном состоянии творческий потенциал личности. [10]

Такое обучение резко противоречит сегодняшним потребностям жизни. Безусловно, необходимо вооружить учащихся системой знаний, обучить достигнутым результатам познания, но не менее важно развить творческие способности в ребенке, воспитать личность мыслящую, активную, способную пуститься в поиск, делать эмпирические находки, устанавливать закономерности в познании жизни, способную и желающую преобразовывать, совершенствовать окружающий мир и себя.

Для осуществления новых задач, новых идей нужен новый учитель. Только такой учитель сможет преобразовать школу в творческую лабораторию, способную не только грамотно и рационально учить, но и всесторонне развивать, возвышать ребенка, воспитывать в нем творческую, всесторонне развитую личность. Компетентная творческая личность педагога - лучшая гарантия успеха в обучении. [20]

Л.С. Выготский считает, что обучение должно опережать развитие и осуществляться лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Своими исследованиями он показал, что обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых, уже имеются предпосылки.

Л.С. Выготский различает два уровня развития ребенка:

- Актуальный, уже сформировавшийся  уровень.

- Зону ближайшего развития (те виды деятельности, которые  ребенок пока еще не может  выполнить самостоятельно, но с  которыми справится с помощью  взрослого) и утверждает, что только  то обучение является действенным, которое забегает вперед развития. Что развивающим будет только  такое обучение, которое опирается  на зону ближайшего развития  ребенка. Это позволит пробудить  в нем новые творческие силы, о которых ребенок раньше и  не подозревал.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. [2]

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого школьника.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. [12]

Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. [5]

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил. [8]

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.

Информация о работе Развитие творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе