Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:31, отчет по практике

Описание работы

Цель практики – получение опыта самостоятельной диагностической и групповой деятельности.
Задачи практики:
1. Диагностика внимания у младших школьников
2. Составление психодиагностической программы
3. Развитие внимания у младших школьников
4. Обработка данных и их анализ

Файлы: 1 файл

Praktika_5_kurs.docx

— 253.29 Кб (Скачать файл)

 

                                                                   ВВЕДЕНИЕ

         Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Цель практики – получение  опыта самостоятельной диагностической  и групповой деятельности.

Задачи практики:

                               1. Диагностика внимания у младших школьников

                               2. Составление психодиагностической программы

                               3. Развитие внимания у младших школьников

                               4. Обработка данных и их анализ

 

Предмет практики – развития внимания у детей младшего школьного  возраста

Объект практики – дети младшего школьного возраста.

 

Было обследовано 4 учащихся их них 3 мальчика,1 девочка в возрасте 7-8 лет. При обследовании детей использовались 4 методики. Соматических и хронических заболеванием не имеют. Успеваемость в школе у детей средняя.

Так же после обследования проводились развивающие занятия  для улучшения внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

   1. Диагностический блок.

Информационная  психодиагностическая карточка №1

  1. Название: «Запомни и расставь точки»
  2. Автор:
  3. Источник описания: Богомолов В. Тестирование детей – Ростов-на-Дону, 2006. С.28.
  4. Назначение: Оценивается объем внимания
  5. Стимульный материал: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

 

6.Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

7. Обработка, регистрируемые показатели: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

8. Среднегрупповые и уровневые значения.

 

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.


 

 

 

 

Информационная  психодиагностическая карточка №2

1.Название: "Проставь значки"

2. Автор:

3.Источник описания: http://azps.ru

4.Назначение методики: оценка переключения и распределения внимания

5.Стимульный материал:

6.Инструкция: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут

7. Обработка и регистрируемые показатели: общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:  
   S=(0,5N – 2,8n)/120  
   где S — показатель переключения и распределения внимания;  
   N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;  
   n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

 

   10 баллов - показатель S больше чем 1,00.  
   8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.  
   6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.  
   4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.  
   0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

8. Среднегрупповые и уровневые значения.  

 10 баллов - очень высокий.  
   8-9 баллов - высокий.  
   6-7 баллов - средний.  
   4-5 баллов - низкий.  
   0-3 балла - очень низкий.

 

 

Информационная  психодиагностическая карточка №3

  1. Название: « Найди и вычеркни»
  2. Автор:
  3. Источник описания: http://www.gurutestov.ru
  4. Назначение методики: изучение продуктивности внимания, устойчивости внимания
  5. Стимульный материал:

 

  1. Инструкция:

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке  даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: 
 
"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится". В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай". 
 
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

7.Обработка и  регистрируемые показатели:

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных  ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все  время выполнения задания, а также  отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: 
 
S=(0.5N-2.8n)/t; 
 
• S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;  
• N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;  
• t – время работы;  
• n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.  
 
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. 
 
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 
 
• 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.  
• 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла  
• 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла  
• 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.  
• 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.  
• 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

8.Среднегрупповые и уровневые значения.

• 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.  
• 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.  
• 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.  
• 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.  
• 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

 

 

Информационная  психодиагностическая карточка №4

  1. Название: Корректурная проба Бурдона
  2. Автор: Б. Бурдон
  3. Источник описания: http://psihu.net
  4. Назначение методики:

Изучение концентрации внимания.

  1. Стимульный материал:

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК 

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК

НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ

      СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ                                     К    КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС

АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ

ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ

НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ

ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН

ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА

КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ

АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ

ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ

ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ

НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН

ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ  

АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС 

 

  1. Инструкция:

Перед Вами лист с набором букв. Ваша задача просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачёркивать те из них, которые  я Вам назову. Во время работы, когда я скажу - "черта", в  том месте, где Вас застанет этот сигнал, поставьте вертикальную черту, и, не останавливаясь, продолжайте работу. Начать работу следует по моему сигналу, а закончить тогда, когда прозвучит  сигнал "стоп". Работайте как  можно скорее и не делайте ошибок. Во время работы задавать вопросы  нельзя, если они есть задайте их сейчас. Следует зачёркивать буквы - Н и К.

  1. Обработка и регистрируемые показатели:

Результаты пробы оцениваются  по количеству пропущенных незачеркнутых  знаков, по времени выполнения или  по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация  внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск  тех букв, которые должны быть зачеркнуты.

 

  1. Среднегрупповые и уровневые значения:

Уровень развития концентрации внимания

Значение

очень хороший

81–100%

хороший

61–80%

средний

41–60%

плохой

21–40%

очень плохой

0–20%.


 

 

 

 

Таблица№1 показатели внимания у детей младшего школьного возраста.

 

Имена или код

Возраст, лет, месяцев

                 Показатели

 
       

Объём

Перек

лючение

Распределение

устойчивость

продуктивность

концентрация

1.

Даниил

8л.1м.

6

0.65

0,65

0,75

0,75

54%

2.

Роман

7л.7м.

8

0.73

0,73

0,82

0,82

56%

3.

Светлана

8л.

7

0.85

0,85

0,90

0,90

61%

4.

Максим

7л.8м.

5

0.50

0,50

0,65

0,65

39%

Х ср

   

6.5

0,68

0,68

0,78

0,78

 

Информация о работе Развитие внимания у детей младшего школьного возраста