Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:31, отчет по практике

Описание работы

Цель практики – получение опыта самостоятельной диагностической и групповой деятельности.
Задачи практики:
1. Диагностика внимания у младших школьников
2. Составление психодиагностической программы
3. Развитие внимания у младших школьников
4. Обработка данных и их анализ

Файлы: 1 файл

Praktika_5_kurs.docx

— 253.29 Кб (Скачать файл)

На основании индивидуальной диагностики видно, что у троих  детей средний показатель развития внимания , у Максима низкий показатель внимания в данной группе, был очень невнимателен, делал всё быстро. Светлана показала результат выше среднего в данной группе, делала задания очень хорошо, аккуратно, дополнительно занимается в школе .

Мы провели исследование внимания у  детей младшего школьного  возраста и на основе полученных результатов  составили программу развивающих  занятий, направленных на улучшение  внимания, за счет занятий мы повысим объём, переключение, распределение, устойчивость, продуктивность и концентрацию внимания.

 

 

 

 

 

 

2.Блок групповой  работы.

Программа развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие внимания

Задача программы: 

1. Развитие внимания  

Пояснительная записка.

Проблема  изучения развития внимания в настоящее  время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой  динамикой жизни, где все более  актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для  них благоприятных условий жизни  и учебы. К сожалению всё больше детей теряют интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания.

Внимание  по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской  деятельности личности. И это психическое  действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления. Внимание играет существенную роль в  регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени  на каком-то реальном или идеальном  объекте – предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место среди психических  явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли.

Часто непонимание учебного материала, появление  ошибок при выполнении самостоятельных  заданий, неумение начинать и последовательно  проводить работу над заучиванием  тестов, выполнением рисунков, технических  изделий объясняется не отсутствием  способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план.

  Таблица № 2

№ занятия

Цель занятия

Содержание

Стимульный материал

Время

1.

Развитие концентрации, распределения внимания

Упражнение мой любимый  фрукт.

Упражнение не собьюсь.

 

30мин

2.

Развитие концентрации внимания, устойчивости внимания.

Упражнение муха1.

Упражнение селектор.

Доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и кусочек пластилина. Жезл.

35мин

3.

Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений, способность к длительной концентрации внимания.

 

Упражнение летает, не летает.

Упражнение мой день рождения.

 

40мин

4.

Развитие устойчивости внимания, переключения внимания.

Упражнение ладошки.

Упражнение съедобное-несъедобное.

Мячик.

30мин

5.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

Упражнение копировальщики.

Тест Мюнтестберга.

Лист бумаги и ручка.

40мин


6.

Развитие концентрации и слухового  внимания.

Упражнение раскрась вторую половинку.

Игра птица- не птица.

Картинки. Стихи.

45мин

7.

Тренировка концентрации и переключения внимания.

Упражнение выполни по образцу.

Бланки с рядом кружков, треугольников, квадратов. 

40мин

8.

Тренировка переключения внимания.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев.

«Красно-чёрные таблицы»

45мин

9.

Развитие объёма внимания.

Игра «Заметить всё»

Игра «Ищи безостановочно» 

7-10 предметов.

40мин

    10.

Тренировка распределения  внимания.

Счёт с помехой.

Чтение с помехой.

Текст, карандаш, лист бумаги.

45мин




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

Занятие№1

  1. Вводная часть:

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

II. Основная часть:

1.Упражнение «Мой любимый фрукт»

Цель: 

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в  группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Инструкция:

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его  любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена  двух предыдущих и названия их любимых  фруктов, а затем свое имя и  свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена  и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Упражнение «Не собьюсь»

Цель:

Развитие концентрации, распределения внимания

Инструкция:

Психолог предлагает следующие  задания:  
 
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»  
 
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - черта замещает числа, которые нельзя произносить.

III. Завершающая  часть: 

 

Игра «Рукопожатие по кругу».

Все встают в круг и передают в ладошке свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.

Занятие №2

Вводная часть:

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

 

II. Основная часть:

 

1.Упражнение «Муха 1»

Цель:

Развитие концентрации внимания.

Стимульный материал:

доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и кусочек пластилина.

Инструкция:

Пластилин выполняет роль  "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.  
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.  

 

2.Упражнение «Селектор»

Цель:

  Развитие концентрации, устойчивости  внимания.

Стимульный материал:

Жезл.

Инструкция:

 Для упражнения выбирается  один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает  вслух от разных чисел и  в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча,  слушает. Он должен поочередно  настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот  или иной "передатчик", он может  повелительным жестом заставить  его говорить громче. Если ему  слишком легко, он может убавить  звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает  жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры  жезл совершает полный круг.  

III. Завершающая  часть: 

 

Игра «Рукопожатие по кругу».

Все встают в круг и передают в ладошке свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.

Занятие №3

Вводная часть:

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

 

II. Основная часть:

1.Упражнение «Летает – не летает»

Цель:

Развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Инструкция:

 Дети садятся или становятся  полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают  руки. Если не летает - руки у  детей опущены. Ведущий может  сознательно ошибаться, у многих  ребят руки непроизвольно, в  силу подражания будут подниматься.  Необходимо своевременно удерживаться  и не поднимать рук, когда  назван нелетающий предмет.  

2.Упражнение «Мой день Рождения»

Цель:

Развить  способность к длительной концентрации внимания.

Инструкция:

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня  Рождения. Второй – имя предыдущего  и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена  и даты дней Рождения всех членов группы.  

 

III. Завершающая  часть: 

 

Игра «Рукопожатие по кругу».

Все встают в круг и передают в ладошке свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.

 

Занятие№4

 Вводная часть: 

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

II. Основная часть:

 

1.Упражнение «Ладошки»

Цель

Развитие устойчивости внимания.

Инструкция:

 Участники садятся в круг  и кладут ладони на колени  соседей: правую ладонь на левое  колено соседа справа, а левую  ладонь на правое колено соседа  слева. Смысл игры заключается  в том, чтобы ладошки поднимались  поочередно, т.е. пробегала "волна"  из поднимающихся ладошек. После  предварительной тренировки ладошки,  поднятые не вовремя, или не  поднятые в нужный момент выбывают  из игры.  

2.Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Цель:  Развитие переключения внимания.

Стимульный материал:

 Мячик

Инструкция:

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.  

 

III. Завершающая  часть: 

 

Игра «Рукопожатие по кругу».

Все встают в круг и передают в ладошке свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.

 

Занятие№5

Вводная часть:

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

II. Основная часть:

 

1.«Копировальщики»

Цель:

  Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Стимульный материал:

 Лист бумаги и ручка.

Инструкция:

Предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

- аммадда     береюре     аввамава        ессанессас         деталлата ; 
- етальтаррс     усокгата       енажлобы      клатимори       лиддозока ; 
- миноцапримапавотил        щонеркапридюракеда       куфтироладзлоекунм

2.Тест «Мюнстерберга»

Цель:

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

Стимульный материал:

 Лист бумаги и ручка

Инструкция:

Среди буквенного ряда спрятались слова, найдите их. 
Варианты : 
- слова, которые спрятались, выделены курсивом : 
   БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ 
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки: 
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА  
- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово : 
ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ.

 

III. Завершающая  часть: 

 

Игра «Рукопожатие по кругу».

Все встают в круг и передают в ладошке свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.

 

Занятие №6

                         Вводная часть:

Приветствие с детьми.

-Здравствуй Даниил!

-Здравствуй Роман!

-Здравствуй Светлана!

-Здравствуй Максим!

II. Основная часть:

 

1.Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Цель:

Развитие концентрации внимания.

Стимульный материал:

Картинки стрекоза, бабочка

Инструкция:

Надо  раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина, но  вначале дорисовать вторую половину картинки.

 

2.Игра Птица - не птица

Цель:

 Развитие слухового  внимания

Стимульный материал:

 Стишки: Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Мухи и стрижи...  
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Аисты, вороны,  
Галки, макароны., 
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы, 
лебеди, куницы, 
Галки и стрижи,  
Чайки и моржи 
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Чибисы, чижи,  
Сойки и ужи. 
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Чайки, пеликаны,  
Майки и орланы.  
Голуби, синицы,  
Цапли, соловьи,  
Окуни и воробьи.  
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Утки, гуси, совы,  
Ласточки, коровы.  
 
Прилетели птицы:  
Голуби, синицы,  
Палки и стрижи,  
Бабочки, чижи,  
Аисты, кукушки,  
даже совы-сплюшки,  
лебеди и утки -  
и спасибо шутке!

Инструкция:

Взрослый читает стишки. Задача детей  внимательно слушать и, если прозвучит  слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно  спросите ребенка, что неправильно. Уточните: 
"А муха - это кто?"

Информация о работе Развитие внимания у детей младшего школьного возраста