Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить истоки возникновения и педагогические теории, предшествующие возникновению концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина;
- проанализировать концепцию Д.Б. Эльконина в сравнении с другими теориями развивающего обучения;
- выявить возможности применения методов развивающего обучения Д.Б. Эльконина на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………………...………2
1 Биография Д.Б. Эльконина………………………………………………….………………….4
2 Истоки возникновения педагогической теории Д.Б. Эльконина……………………………5
3 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина как проявление «реформаторской» педагогики…………………………………………………………………………………………………9
4 Сущность и содержание концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина………..14
5 Современное применение методов обучения Д.Б. Эльконина…….……………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….………………..25
Даниил Борисович описал все
основные типы ведущей деятельности
от рождения ребенка до 17 лет, показав
при этом, что каждому стабильному
возрасту ребенка предшествует определенный
критический возраст, в котором
как раз и разыгрывается «
Сейчас можно уточнить состав психических новообразований, установленных Д. Б. Элькониным для отдельных детских возрастов. Однако его большая научная заслуга состоит в том, что в основу целостного психического развития ребенка он положил развитие его деятельности и конкретно проследил связи каждого типа ведущей деятельности с возникающими внутри нее новообразованиями детского сознания и детской личности. Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.
4 Сущность и содержание концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина
Чем же отличается обучение по Эльконину от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принципов решения классов задач. Имея такой багаж знаний, ученики с небольшой помощью учителя решают частные задачи, одновременно уточняя и углубляя свои знания. Но и первоначальное общее понятие (способ) тоже никогда не преподносится учителем как истина, которую надо просто выучить назубок: и здесь учитель организовывает работу так, чтобы подвести учеников к самостоятельному «открытию» нового понятия, пониманию его свойств и т.д.
В концепции Д.Б.Эльконина обучение строится в соответствии с тремя принципами:
Следование указанным
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться.
Умение учиться, формируемое в
учебной деятельности (и не только
в ней), редко выделяется из ряда
всех школьных умений. Появление этого
умения знаменует революционное
событие в психическом
По мысли Д. Б. Эльконина учебная деятельность - это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению. Частичка «само» и указывает на этот качественный скачок в развитии младшего школьника, который может произойти под влиянием школьного обучения. Если переход ребенка к саморазвитию к концу начальной школы произошел, то можно говорить о развивающем характере начального обучения, об обучении, осуществляемом по законам учебной деятельности. А учебная деятельность - это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению.
Д.Б. Эльконин обосновал необходимость освоения теоретических понятий в учебной деятельности. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способами получения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, получающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному.
Но мышление школьников не тождественно
мышлению ученых. Школьники не создают
понятий, образов, норм, а присваивают
их посредством учебной
Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных отношениях, имеющихся в данном материале, фиксируя в знаковой форме выделенное исходное, общее отношение, школьники тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета.
Затем дети используют содержательные
абстракцию и обобщение для
Таким образом, хотя учебная деятельность школьников развертывается в соответствии со способом изложения уже полученных людьми продуктов духовной культуры, однако внутри этой деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи реальному созданию таких продуктов, благодаря чему способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников.
В процессе систематического выполнения
школьниками учебной
Этот путь усвоения знаний имеет
две характерные черты. Во-первых,
мысль школьников при таком усвоении
целенаправленно движется от общего
к частному. Во-вторых, такое усвоение
направлено на выявление школьниками
условий происхождения
Согласно Д. Б. Эльконину учебная деятельность является:
- общественной по своему
- общественной по своему смыслу
(она является общественно
- общественной по форме своего
осуществления (она
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Учебная деятельность (УД), как уже
указывалось, это деятельность направленная,
имеющая своим содержанием
Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД14.
Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей:
В этой связи задачей школы является не просто развитие мыслительной деятельности школьников, а воспитание у них такого уровня мышления, который в наибольшей мере способствует ориентации человека в современных формах сознания. Этому требованию соответствует теоретический уровень мышления. Последний не обеспечивается при традиционном обучении, когда ученики усваивают лишь отдельные способы решения конкретных задач и когда для этого им дается готовая сумма частных знаний. Мышление школьников поднимается на теоретический уровень при формировании у них учебной деятельности, как она понимается в концепции УД. Эта деятельность, направленная на решение учебной задачи, обладает своими особыми потребностями и мотивами, своей особой структурой, в которой важнейшее место принадлежит специфическим учебным задачам и действиям.
Надо иметь в виду, что учитель не формирует учебную деятельность непосредственно. В практике обучения учебная деятельность формируется в ходе решения цепочки учебных задач. Именно учебная задача является основой обучения в системе развивающего обучения Д. Б.Эльконина. В чем же состоят отличительные особенности учебной задачи по отношению к другим видам задач?
В теории и практике развивающего обучения учебная задача четко отличается от практической. Практическая задача связана с достижением конкретного результата, с получением ответа на вопрос задачи. Учебная задача, как сказано выше, связана с самоизменением ученика. Поэтому одна из важнейших задач учителя в системе развивающего обучения - научить воспринимать задачу практическую как задачу учебную. Иными словами, задачи в учебнике в равной мере могут восприниматься и как практические и как учебные. Когда говорится «учебная задача», имеется в виду не внешний вид, не особенности условий, а подход, отношение к ней.
Существенно отличается учебная задача от многообразных частных задач. При решении отдельных частных задач школьники овладевают столь же частными способами их решения. Лишь при длительной тренировке школьники усваивают некоторый общий способ решения отдельных частных задач, входящих в тот или иной класс. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При постановке и решении общей учебной задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом решения отдельных частных задач, а затем используют этот способ для безошибочного решения каждой из них.
Решение учебной задачи осуществляется согласно теоретическому принципу, когда такое решение имеет значение не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев (мысль школьников двигается при всём этом от общего к частному).